Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 40 ------

Гоур Говинда Свами - Лотос божественной любви - Страница 40

Прабху-пады заключен глубочайший смысл. Понадобится

много дней, чтобы объяснить даже одно его предложение. Его комментарий

невелик в объеме, но в нем многое сокрыто. Что означают слова: «Ничто не

может существовать без Кришны»? Кришна говорит: йо мам пашйати

сарватра — «Для того, кто видит Меня повсюду, Я все и вся». Но как

увидеть Кришну повсюду? Читая дальше мы увидим, что Прабхупада

говорит: «Речь идет о преме. Кришна — повелитель всего, сарва кока

махешварам,Любить Кришну — таков основной принцип сознания Кришны, иначе о

каком сознании речь? Любовь есть наивысший уровень сознания».

Пять уровней сознания

Мы говорим о пяти уровнях сознания. Их описывают Бхак-тивинода Тхакур

и другие ачаръи-вайшнавы, о них же говорится в «Гите». Тот, кто в

совершенстве изучит «Бхагавад-Гиту», постигнет все. Он ощутит Кришну

во всем, и увидит, что Кришна есть единственный объект любви. Вы

сможете увидеть Кришну во всем и все сущее в Кришне.

Эти пять уровней сознания таковы:

абрута-четана, спящее сознание;

шаикучита-четана, дремлющее сознание;мукулита-четана, пробуждающееся сознание;

викачипш-четана, распускающееся сознание;

пурна-викачита-четана, расцветшее сознание.

Последнее означает всеобъемлющее сознание Кришны. Это

означает: в человеческой форме жизни существует шанс возвысить свое

сознание до наивысшего уровня, до уровня сознания Кришны. Другие виды

жизни лишены подобной возможности, дарованной только человеку: они не

могут развивать свое сознание. Среди восьмидесяти четырех лакхов (8 400

000) видов жизни, 80 лакхов — находятся ниже человека. Это — обитатели

моря, холмы, деревья, птицы, пчелы, насекомые, бактерии и черви. Остается

четыреста тысяч, которые относятся к человеческим формам жизни, натур

лакшани минутах, что подтверждается в «Падма-пуране». Живые существа

обладают сознанием одного из пяти описанных выше уровней. 80 лакхоб

животно-растительных форм жизни обладают лишь сознанием первого или

второго типа, спящим или дремлющим сознанием. Они не могут выйти за

эти пределы. Только представители

ВРАДЖА-ПРИЕМА Б <`БХАГАБАД-ГИТЕ»

четырех лакхов человеческих форм жизни могут обладать

пробуждающимся, распускающимся или расцветшим сознанием,

всеобъемлющим сознанием Кришны. Тот, кто достиг, развил свое сознание

до наивысшего предела, уровня сознания Кришны, может видеть Кришну

повсюду. Йо мам пашйати сарбат-ра сарвам на майи пашйати, «Тот, кто

видит Меня везде, и все cyiyee видит во Мне». Вот о чем Кришна говорит в

этой шлоке. Никто другой не способен увидеть Его, никаким образом.

Гита говорит о преме, любви к Господу

Другой вопрос состоит в том, кто достигает этого наивысшего уровня сознания?

Если посмотреть далее, Прабхупада говорит: «Таков основополагающий

принцип сознания Кришны. Метод сознания Кришны помогает человеку

развить в себе любовь к Кришне».

Прабхупада прямо говорит о любви, преме. Как же можно утверждать, что в

Гите ничего не говорится об этом? Здесь есть все, но это еще надо понять.

Прабхупада-джи Махараджа говорит, что сознание Кришны ведет к развитию

любви, Кришна-премы. Как иначе возможно увидеть Кришну? Далее в

комментарии сказано: «...и таким образом, занять положение, превосходящее

даже уровень освобождения из материального плена. На этом этапе развития

сознания Кришны, следующем за самоосознанием, преданный достигает

тождества с Кришной в том смысле, что Кришна становится для него всем, и он

преисполняется любовью к Кришне».

Здесь говорится о кришна-преме, не так ли? «...между Господом и преданным

устанавливаются очень близкие отношения». Это наиболее близкие,

совершенные, вечные отношения дживы в любви к Кришне. Кришна —

единственный объект любви, и Он же — единственный объект отношений. В

«Чайта-нья-чаритамрите» говорится: Кришна сей мукхйа самбандха, «Все и всясвязано с Кришной. Кришна — важнейшее звено».ахам сарваспа прабхаво

маттах сарвам правартате

ищи матва бхаджанте мам

будха бхава-саманвитах

«Бхагавад-гита» 10.8

Это вопрос отношений. Кришна говорит о любовном чув- j стве. «Я —

источник всех проявлений. Все исходит из Меня. Вуд-дхи, разумные люди,

или пандиты — знающие таттву, истину, поклоняются Мне, бхаджанте мам,

в настроении любви, бхава-саманвитах. О какой бхаве здесь идет речь? Это

бхава-бандхана, настроение любви.

Жемчужины в океане

В «Уджджвала-ниламани» Рупа Госвами описал прему. То же самое мы

находим в «Бхагавад-Гите». Кришна сказал обо 1 всем, нужно лишь понять

это. Недостаточно просто поверхностно прочитать. Нет, нужно идти глубже

и глубже, до самых потаенных слоев. Это бездонный океан, его называют

ратна-гарбха, «лоно беспенных жемчужин». Но найти жем-чужину можно

лишь в глубинах океана, в то время как, плавая по поверхности, можно в

лучшем случае поймать рыб-ку-другую, и ничего больше. Постарайтесь как

следует понять, что жемчужины таятся глубоко под водой. Мы занимаемся

поверхностной рыбной ловлей и не можем погрузиться глубже. Жемчужина

этого океана — према, према-ратна. Хелайа харайну ами Кришна према-

ратана. «Из-за своей никчемности я упустил жемчужину кришна-премы»,

поет Нарот-тама дас Тхакур. Так погрузитесь же .в глубины океана и

найдите свою жемчужину!

ВРАДЖА-ПРИЕМА В «БХАГАБАД-ГИТЕ»

Любовь против вожделения

Здесь говорится: «...между Господом и преданным устанавливаются очень

близкие отношения». Это вечные, сокровенные любовные отношения. Все

связано с Кришной, нет никаких отношений вне Кришны. Такова

самбандха-гьяна. Веде три-таштва кои, Веды заключают в себе три таттвы:

самбанд-ха-таттва, абхидея-таттва и прайоджана-таттва. Сам-бандха-таттва

объясняет связи всего и вся с Кришной. Аб-хидейа — это бхакти, а

прайоджана — према, наивысшая цель. Здесь присутствуют все три таттвы,

поэтому Кришна говорит: ахам сарвасйа прабхавах, «...знающие эту истину,

поклоняются Мне, бхаджанте мам, в настроении любви, бхава-сам-бандха».

Такая бхава есть настроение любви, когда Кришна видится везде и во всем.

Йо мам пашйати сарватра сарвам ча майи пашйати, бхава-бхакта видит

Кришну во всем и все сущее видит в Кришне. В основе такого видениялежит любовь, иначе это просто невозможно. Это вечные, совершенные

отношения любви с Кришной, но мы забыли о них. Мы совершенствуем

наши материальные, телесные взаимоотношения, бренные и лишенные

истинной любви эмоции и чувства. В их основе — вожделение, но не

любовь, потому что в материальном мире нет настоящей

Навигация:

Страница 42
Страница 41
-- Страница 40 --
Страница 39
Страница 38