Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 37 ------

Гоур Говинда Свами - Лотос божественной любви - Страница 37

на день, ни на миг не терять из поля

зрения Кришны, кто способен повсюду видеть Его? Кришна велит: «Узри Меня!

Узри Меня! У тебя есть глаза, так узри же Меня! Тогда они воистину принесут

тебе пользу!» Зачем нам глаза, если не для этого? Разве нам даны глаза для того,

чтобы смотреть на уродливую ведьму-лг<шу? Что в ней красивого?

Кришна — единственный желанный друг и доброжелатель всех живых существ,

сухридам сарва-бхутанам:

бхоктарам йаджна-тапасам

сарва-лока-махешварам

сухридам сарва-бхутанам

джнатва мам шантым риччхати

«Бхагавад-гита» 5.29

В последней шлоке пятой главы Кришна говорит: «Тот, кто постиг Меня как

друга и доброжелателя всего живого, тот обретет покой». Каждый хочет

покоя, но где же этот покой? Ради покоя и мира люди прилагают

неимоверные усилия, разрабатывают план за планом, проект за проектом,

учреждают множество организаций, но все впустую. Почему? Потому что,

толь-

ВРАДЖА-ПРИЕМА В «БХАГАВАД-ГИТЕ»

ко следуя наставлению Кришны, можно обрести истинный покой. Покой

обретает лишь тот, кто осознал, что Кришна единственный

Наслаждающийся, бхоктарам йаджна-тапасам. Ажива не может

наслаждаться отдельно от Кришны. Сарва-лока-махешварам — Кришна —

повелитель духовной и материальной обители. Сухридам сарва-бхутанам —

«Я — единственный благодетель всех живых существ», и тот, кто не знает

об этом, не сможет обрести покой». Иными словами, можно сказать, что

покой обретает тот, кто установил любовные взаимоотношения с Кришной.

Но если наша любовь отдана не Кришне, а майе, материальному миру и

телесным связям, как мы сможем обрести покой? Кришна олицетворяет

Абсолютный, высочайший покой, шанти парайана. Кришна вечен. Где

вечность, там и покой; но там, где бренное, временное, материальное, там

нет покоя. Поэтому Кришна произносит эти слова, и тот, кто поймет их,

обретет покой.Сокровенное, более сокровенное и самое сокровенное

наставление Кришны

Кришна учит нас, ибо Он наш единственный друг и доброжелатель. Через

Арджуну Он дарует всему человечеству Свое послание, «Бхагавад-гиту».

Он дает сокровенные, более сокровенные и самые сокровенные

наставления. К самым сокровенным наставлениям Кришны относятся такие

Его слова: ман~ мака бхава мад-бхакто мад-йаджи мам намаскуру и сарва-

дхарман паритйаджйа мам экам таранам враджа. «Всегда думай обо Мне,

стань Моим преданным и Моим слугой, совершай служение Мне». Кришна

говорит так, потому что Он севйа-васту, Принимающий служение, а все

остальные — Его слуги, севаки. Экале ишвара Кришна, ара саба бхритпа

(«Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 5.142), «Служение адресовано лишь

Верховной Личности Господа Кришне, Парамешваре. Все ос-

¦

тальные — Его слуги, бхритйа». Поэтому Кришна и говорит мад-бхакто: «Стань

Моим преданным и займись служением Мне». Но стали ли мы слугами

Кришны? Нея,майара напхора хайа чира дина буле, «Обусловленная джива с

незапамятных времен блуждает по материальному миру, и служит майе вместо

служения Кришне». Напхор означает «слуга». Мы так и не стали слугами

Кришны. Господь, наш доброжелатель, напоминает нам: «Стань Моим слугой!»,

потому что служить следует лишь Ему, все же прочие сами являются слугами.

Ман-мана бхава мад-бхахто мад-йаджи, «Поклоняйся Мне». Кришна —

Единственный, кому следует поклоняться. Мам намаскуру, «Падай ниц передо

Мной, и ты достигнешь Меня». Цель жизни состоит в том, чтобы достичь

лотосных стоп Кришны, осознать Кришну и обрести Его. сарва-дхарман

паритйаджйа мам эхам таранам враджа, «Отбрось все разновидности дхармы,

все занятия и просто предайся Мне». Таково последнее наставление Кришны.

Но так ли просто на самом деле отбросить все виды дхармы и предаться

Кришне? На словах это нетрудно. Мы постоянно повторяем их, проповедуя

другим: «Эй вы, Кришна сказал в «Бхагавад-Гите», что следует отбросить все

виды дхармы и просто предаться Ему!» Все кругом только и говорят об этом. Но

предались ли мы на самом деле или лишь сотрясаем воздух? Разве будет какой-

либо от этого прок, если все это останется словами? Можно тысячу жизней

повторять эти слова, но наша проповедь не принесет пользы ни нам, ни другим.

Каким же образом предаться? Ман-мана-бхава, Кришна говорит: «Непрестанно

думай обо Мне, день и ночь. Пусть твой ум будет непрестанно заполнен лишь

Мной. Не думай больше ни о чем. Выброси все другие мысли из головы!» Как

же этого достичь? Разве это легко? Думаем ли мы о Кришне? Сута мита

раманира чинта, ум погружен в мысли о жене, сыновьях, дочерях и так

называемых друзьях. Думает ли этот бестолковый ум о Кришне? Нет. Но

почему, почему мы думаем не о Кришне, почему мы предпочитаем думать о

жене, детях или друзьях? Пото-86

ВРАДЖА-ПРИЕМА В « Б X А Г А В А Д - Г И Т Е »

му что по отношению к ним, по отношению к тем, с кем нас связывают

телесные узы, мы испытываем любовь и нежную привязанность. Другими

словами, мы возводим наше тело и телесные отношения на высоту любви. Но

по отношению к Кришне мы не поднимаемся до любви. Не испытывая любви

невозможно все время думать о Кришне, ман-мана бхава, невозможно обрести

преданность, потому что основа всему — любовь. Шаранагати, самопредание,

тоже основывается на чувстве любви.

Глубинное значение слова «враджа»

Сарва-дхарман паритйаджйа мам экам таранам враджа. Здесь особое значение

имеет последнее слово. В «Бхагавад-Гите» в переводе Шрилы Прабхупады

дается пословный перевод стихов. Как он переводит слово враджа? «Иди» или

«предайся». Здесь многое сокрыто. Ачарьи говорят, что слово враджа означает

также враджа-према, божественная любовь жителей Брад-жа-бхуми,

Вриндаваны, обители Кришны. Кришна говорит о такой преме, без которой нет

смысла говорить об истинном или полном самопредании. Если нет враджа-

премы, наше так называемое самопредание — притворное, неполное и

обусловленное, ненастоящее и не окончательное.

Кришна сказал об этом, но лишь в теории. Завершив земные лили, Он вернулся

в Свою Обитель Голока Вриндавану. Там Господь подумал1 «Я дал

сокровенные,

Навигация:

Страница 39
Страница 38
-- Страница 37 --
Страница 36
Страница 35