становится папитва-прадхан*,хладини-шакти принимает
роль свакия (Законной жены.) Ърама-лиле Господь — патитва-прадхан, поэтому
Сита становится Его законной женой, свакия-бхава. Поэтому в рама-лиле при-ти
называется соподхика. Отношения мужа и жены — это упадхи, телесный
признак (обозначение), их любовь опирается на этот фундамент. Итак, в рама-
лиле стремление Господа к совершенной и полной, ни чем не обусловленной
любви, не было исполнено.
Когда же Господь отказывается от патитвы и принимает раматву, хладини-шакти
принимает паракия-бхаву. Топи и Радхарани обладают настроением тайных
любовниц Господа Кришны и в этом умонастроении служат Ему. Они
позволяют Господу испытать паракия-бхаву, самое высшее состояние любви. В
паракия-расе мы находим нирупадхика-прему, а в сва-кия-расе — сопадхика-
прему. Когда Пурна-Брахма Бхагаван становится патитва-прадхан, хладини-
шакти становится са-титва-прадхан — сати-Ситой. Когда Парам-Брахман
принимает образ Рамы, совершенного мужа, когда Он берет на себя обет эка-
патни врата, хладини-шакти принимает образ Ситы, пати-врата Ситы, сати-
Ситы, самой целомудренной и верной жены. Таков путь, которым следует
хладини-шакти в сво-
* Главным из мужей.
ЦЕЛОМУДРИЕ ВЕДИЧЕСКОЙ ЖЕНЩИНЫ
ем служении Господу. Она являет себя в том образе, который идеальным
образом соответствует характеру той или ииойлилы Господа и Его настроению.
Такова философия вайшнавов, очень глубокая философия. Я не знаю слов,
которыми можно было бы передать это знание. Простите меня. Но я все равно
должен говорить об этом. Если я не буду говорить, я умру. Как в сегодняшнем
стихе благочестивая жена говорит: «Без мужа, я не лучше мертвого тела». Так ия — если я не буду говорить о Кришне, я умру. Я был проклят. Меня прокляли:
«Если ты не будешь говорить о Кришне, ты умрешь!»
Однажды произошел такой случай. Шрила Бхактисиддхан-та Сарасвати
Госвами Махарадж заболел. Вызвали врача и тот сказал: «Свамиджи, я даю вам.
лекарство, и вы должны перестать давать лекции, вам нужен полный покой». Но
Бхакти-сиддханта Сарасвати сказал ему в ответ: «Доктор, вы пришли сюда,
чтобы лечить меня, но намереваетесь меня убить! Вы не доктор, а убийца! Как я
смогу выжить, если не буду говорить?!» В таком же положении нахожусь и я.
Если я потеряю возможность говорить, я умру. Я был проклят. Я не могу не
говорить. Хари-катха сама живет во мне и стоит мне открыть рот, она
вырывается наружу. Когда я говорю, мне не нужно ничего придумывать, я не
пытаюсь ничего вспомнить, слова сами льются из моих уст. Это похоже на
вулкан: лава вырывается из недр вулкана и ее ни чем нельзя удержать.
Итак, когда Верховный Господь становится патитва-прад-хан, хладини-шакти
становится сатитба-прадахан. В роли Ситы, совершенной жены, она всегда
служит своему мужу и не помышляет ни о ком другом. Но во враджа-лиле,
Верховный Господь оставляет патитву и иринимаетрдждтгаЗу. Он становится
расика-шекхаром (царем среди умеющих наслаждаться любовью) и нава-
нагарой (постоянно новым и привлекательным юным любовником). Ьриндаване
апракрита навина-мадана. Во Врин-даване Он новый трансцендентный Купидон, Он — Шьямасун-дара, Баху-
валлабха — муж бесчисленного количества жен. У Него уже не одна жена, а
миллионы жен. Таков сын Нанды Махараджи Пурна-Брахма Кришна. В
этом Своем воплощении Господь проявляет качество раматва, оставляя
качество па-титва. Слово рамана означает наслаждение, это раса-виласа.
Господь — Верховный наслаждающийся, и рамана ~ это Его качество. Когда
Господь оставляет патишву и принимает ра-матву, хладини-шакти оставляет
сатитву и принимает па-ракию. Она перестает быть законной супругой
Господа и вступает с Ним в отношения тайных любовников. Если в свакие
главным качеством женщины является сатитва, целомудрие, то в паракие
это качество отсутствует — Кришна встречается с «чужими женами». По
крайней мере так это выглядит с внешней точки зрения.
Когда Господь приходит в образе сына Нанды Махараджи, хладини-шакти
становится главной из гопи, Радхарани. Что же касается остальных гопи —
они экспансии тела Шримати Рад-хики. Раса не может проявить себя, если
Господь не будет окружен множеством девушек. Махурья-раса невозможна
без этого. Кришна — баху-кантха, муж многих женщин. Он ра-сика-
шакхара, нагарендра, Его мадхурья-раса проявляет себя лишь благодаря
присутствию многих женщин. Он —¦ высший из любовников. Б свакия-
расе Господь и Его хладини-шакти — это Сита-Рама или Лакшми-Нараяна.
Но в паракия-расе — это Радха-Шьям.
Айодхья-пати, Дварака-пати, Вайкунтха-пати — свакия-лила, здесьмадхурья покрыта айшваръей. Но во Враджа-бху-ми айшваръя покрыта
мадхуръей. Во Врадже наслаждение достигает самого высшего уровня.
Вопрос: Вы сказали, что хладини-шакти знает желание
Господа и принимает ту роль, которая идеальным образом под-
ЦЕЛОМУДРИЕ ВЕДИЧЕСКОЙ ЖЕНЩИНЫ
ходит для Его игр. Какую роль хладиии-шакти приняла в играх Шри
Чайтаньи Махапрабху?
Ответ: Вы знаете каковы причины прихода Шри Чайтаньи Махапрабху?
Есть две категории причин: ангпаранга-хету и бахиранга-хету, внутренние и
внешние причины. Хладини-шаюпи знала желание Господа: Господь хочет
принять бхак-та-бхаву, Он хочет ощутить Себя в положении ашрайи. Хотя
Он — вишая, теперь Он желает стать ашраей. С этой целью хладипи-шакти
позволила Господу похитить ее бхаву, ее внутреннее настроение. Господь —
лучший из воров. Зная об этом, Радхарани позволила Ему похитить Ее
бхаву. Он сделал это с Ее позволения. Это надо понять.
Вопрос: Бы сказали, что Господь развил желание нирупад-хика-премы.
Было ли подобное желание у Лакшми или Ситы? И если да, то когда это
желание возникло?
Ответ: Да. Лакшми-деви хотела принять участие в танце Раса. Это желание
пришло к ней не во время рама-лилы, но во время кришна-лильс Лакшми,
увидев танец Раса, пришла во Врадж и стала совершать очень суровые
аскезы, но так и не смогла обрести этого права. Кришна не позволил ей
принять участие в раса-лике, ибо она не смогла оставить айшварья-бхаву.
Враджа-према в «Бхагавад-Гите»*
по мам пашпати сарватра
сарвам ча майи пашпати
тасйахам на пранашйами
са ча ме на