Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 18 ------

Гоур Говинда Свами - Лотос божественной любви - Страница 18

и дружит с бхактами Кришны; балишете крипа — кто

сострадателен или милостив к балиша, к муркхам, то есть невежественным

глупцам; двеши-упекшана — кто игнорирует оскорбителей, является

мадхъяма-бхактой. Мад-хьяма-бхакта шуддха-бхакта хана. Такой мадхьяма-

бхакта становится шуддха-бхактой или обретает чистую преданность

Господу. Как это происходит? Кришна-наме адхикара карена арджана. Он

обретает адхикару (необходимые качества) для воспевания кришна-намы.

Таковы наставления Бхактивиноды Тхакура.

Каништха-адхикари

Теперь обсудим, кто такой каништха-адхикари.

арчайам эва харапе

пуЪжам пах шраддхайехате

на тад-бхактешу чанпешу

са бхакта пракртах смритах«Шримад-Бхагаватам» 11.2.47Каништха-адхикари — это тот, поклоняется арча-вигра-хе, божеству

Господа Хари, согласно лаукика-шраддхе (обычной вере), но не согласно

шастрийа-шраддхе (вере, основанной на шастре).

Существует два вида веры: шастрийа-шраддха и лаукика-шраддха. Когда мы

говорим о вере, то имеем в виду шастрийа-шраддху. Нужно развивать

шастрийа-шраддху, а не лаукика-шраддху. На тад-бхактешучанйешу са

бхактах пракртах смри-тах. Тот, кто не уважает хари-бхакт, преданных

Господа Хари, и не имеет сострадания к другим живым существам, в

которых присутствует Господь Хари, является каништха-бхактой.

Уттама-адхикари

Тогда кто такой уттама-адхикари?

сарва-бхутешу пах пашйед

бхагавад-бхавам атманах

бхутани бхагаватй атманй

эта бхагаватоттамах

«Самый возвышенный преданный во всем видит душу всех душ, Верховную

Личность Бога Шри Кришну. Поэтому он видит, что все связано с Верховным

Господом, и все вечно находится в Господе». («Шримад-Бхагаватам» 11.2.45) И

так же в «Чайтанья-чаритамрите»:

стхавара-джангама декхе, на декхе тара мурти сарватра хайа ниджа ишта-дева-

спхурти

«Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила 8.274

Это — описание уттама-адхикари. Он видит стхавара-джангама,

движущиеся и неподвижные живые существа, но

ОБЩЕСТВО БЕЗ ЗАВИСТИ

никогда не видит их внешней формы. Что же он видит? Сар-ватр& хайа

ниджа ишта-дева-спхурти. Он повсюду видит своего иисшу, самое любимое

Божество, Кришну. Такой человек полностью осознает Кришну. Что значит

«полностью осознает Кришну», и что такое сознание Кришны? Кришна

говорит в «Бхагавад-ште»:

по мам пашйати сарватра сарван ча майи пашйати тасйахам на пранашпами

са ча ме на пранашйати

«Бхагавад-гита» 6.30

«Кто видит Меня всюду и видит все во Мне, тот полностью осознает Меня.

Тасйахам на пранашйами са ча ме на пранашйати. Я никогда не исчезаю из

поля его зрения, и он никогда не исчезает от Моего взора. Он видит Меня, Я

вижу его». Это совершенное сознание Кришны. Таким видением обладает

ут-тама-адхикари. Стхавара-джангама декхе, на декхе тара мурти, сарватра

хайа ниджа ишта-дева-спхурти — он видит движущиеся и неподвижныесущества, но не видит их внешних форм. Он всюду видит своего ишту, свое

возлюбленное Божество — Господа Кришну, пребывающего в сердце. Это

уттама-адхикари.

Кто такой бхагавата-уттамсК

висриджати хридайам на пасйа

сакшад дхарир авасабхихито

апп агхаугха-насахпранайа-расанапа

дхритангхри-падмах са бхавати

бхагавата-прадхана уктах

«Шримад-Бхагаватам» 11.2.55

«Даже тот, кто бессознательно произносит святое имя Верховного Господа

Хари, освобождается от всех грехов. Если Гос-

подь Хари дарует освобождение от греха даже тем, кто неосознанно или

пренебрежительно произносит Его святое имя, то насколько возвышенно

положение того, кто никогда не оставляет прибежища Его лотосных стоп.

Такой преданный никогда не оставляет Господа, и Господь никогда не

покидает такого Своего преданного. Сам Кришна вечно обитает в его

сердце. Такую великую душу называют бхагавата-прадханой, самым

возвышенным преданным Господа».

Произнесение имени Хари разрушает все греховные реакции, и узы любви

привязывают Господа Хари к сердцу вайшна-6а — пранайа-рассшайа. Иначе

говоря, Господь Хари никогда не покидает сердце бхагавата-уттамы.

Описание вайшпавов в соответствии с их верой

В «Чайтанья-чаритамрите» Кавираджа Госвами также говорит о трех видах

вайшнавоб.

шраддхаван Ьжана хайа бхакти-адхикари уттама, мадхйама, каништха —

шрадЪха анусари

«Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила 22.64

Принадлежность человека к уттамам, мадхъямам или каништхам определяется в

соответствии с его верой.

шастра-йуктйе сунипуна, дридха-шраддха йанра уттама-адхикари сей тарайе

саысара

«Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила 22.65

Кто в совершенстве умеет представлять доказательства из шастр и обладает

непоколебимой верой в садху-шастра-гуру, верой в Кришну (дридха-шраддха),тот является уттама~ад~ хикари и может спасти весь мир ( тарайе самсара).

ОБЩЕСТВО БЕЗ ЗАВИСТИ

шастра йукти нахи джане дридха, шраддхаван мадхйама-адхикари сей маха-

бхагйаван

«Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лнла 22.67

Каковы качества иадхьяма-адхикаргЙ Он не очень хорошо знает Шйстра-

йукши, то есть, логические аргументы на основании священных писаний,

но у него есть твердая вера в садху-шастра-гуру, твердая вера в Кришну —

дридха-шраддхаван.

Садгати-падата Кришне караха вишваса. Он обладает полной верой,

неуклонной верой в Кришну, которого называют адгати-падата. Он отдает

Кришне всю свою веру. Тя к действует мадхьяма-адхикари, и он очень

удачлив — сей маха-бхагйаван.

Два вида веры

У кого нет шастрийа-шраддхи (веры в священные писания), но есть только

лаукика-шраддха (вера в слона обычных людей), тот является каништха-

адхикари. Шааприйа-шрад-дха описывается в «Чайтанья-чаритамрите»:

шраддха шабЬе — вишваса кахе судридха нишчапа Кришне бхакти кайле сарва

карма Крита хапа

«Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила 22.62

Шраддха значит вера, вишвас, судрдха, очень твердая вера, непоколебимая

вера. Вера во что? Вера в садху-шастра-гуру, вера в Кришну. Это и есть

вера. Если человек развивает криш-на-бхакти, вся его материальная

деятельность заканчивается, Кришне бхакти кайле сарва-карма Крита хайа.

Если у вас есть вера, от кармы ничего не остается.йахара комола щраддха, се каништха джана кроме крана тенхо бхакта хайбе

уттатла

«Чайтанья-чаритамрита» 22.69

Если у кого-то нет твердой веры, если не развита его шаап-рийа-шраддха, а есть

только лаукика-шраддха, он — неофит, каништха-джана. Общаясь с

возвышенными вайганавами, слушая их и твердо веря им, он будет постепенно

прогрессировать и в конечном итоге тоже станет уттамой.

Что значит шастрийа-шраддха, и что такое шукика-шрад-дха? Шастрийа-

шраддха значит непоколебимая вера в полученное нами учение, в частности в

«Шримад-Бхагаватам», в котором содержится сущность всех Вед, Веданты и

Упанишад:

сарва-веданта-cap аи хи

шримад-бхагаватам ишйате

тад-расамрита-триптасйа

нанпатра спад ратих квачит«Шримад-Бхагаватам» 12.13.15

Шрила Джива Госвами подчеркивает важность шастрийа-шраддхи. Нужно

развивать шастрийа-шраддху, а не лаукика-шраддху. Неофит, каништха-

адхикари, верит только материалистическим людям, ученым, философам и

т.д. У него не развита вера в слова садху, вайшнавов и махаджан, которые

являются ачаръями.

Например, люди в некой деревне верят в то, что на каком-то определенном

дереве живет призрак. Кто-нибудь посторонний приедет в

Навигация:

Страница 20
Страница 19
-- Страница 18 --
Страница 17
Страница 16