искал осколки битого стекла, но вместо этого
нашел драгоценный камень! У меня больше нет никаких желаний!» Так
Дхрува обрел шуддха-бхак-ти адхикару.
Четверо Кумаров (Санака, Санатана, Санандана и Санат) обладали
имперсональным знанием, но, встретив Господа На-раяну, встали на путь
шуддха-бхакти. Какое заключение мы можем сделать из этих примеров? До
тех пор, пока в сердце человека находится какое-либо осквернение —
желание избавиться от страданий, жажда денег, любопытство или
стремление к абсолютному знанию, он не сможет начать чистое преданное
служение. Когда же эти желания уходят из сердца, человек обретает
шуддха-бхакти адхикару, способность совершать чистое преданноеслужение. Рупа Госвами говорит на эту
* Высшее благо.
тему в «Бхакти-расамрита синдху»: «Тот, кто сильно привязан к этому миру,
не может обрести шуддха-бхакти, но тот, кто достаточно отрешен, хотя и
имеет незначительные привязанности, если ему повезет, встретит на своем
жизненном пути садху, шуддха-вайшиава. Благодаря такой встрече он
обретет веру и по милости этого вайшнава начнет путь чистого преданного
служения Господу. Как мы можем понять это? Искренний человек, страдая,
поймет, что материальный мир — дукха-лайам, место страданий. Благодаря
такому пониманию он разовьет отречение и в конце концов поймет, что нет
иного прибежища, кроме лотосных стоп Господа. На этом уровне человек
обретает шастрия-шраддху. Шастрия означает не только ша-стра, но и гуру
и садху. Шастрия-шраддха — это платформа, с которой начинается шуддха-
бхакти адхикара. Поэтому в Одиннадцатой Песни «Шримад-Бхагаватам»
говорится, что тот, кто обрел шастрия-шраддху, может оставить карму и
начать шуддха-бхакти. Об этом говорит Сам Кришна.
Иногда сукрити может быть препятствием для начала шуддха-бхакти:
человек может иметь благоприятную жизненную ситуацию, любящих
родственников и ему будет трудно посвятить себя бхаджану. Следует
понимать, что есть разные виды сукрити. Поэтому необходима милость
Господа.
Шраддха — вера плюс вкус
Джива Госвами пишет: «Шраддха — это сильная вера в шастры, гуру и
садху». Б шастрах сказано, что до тех пор, пока человек не примет
прибежище у стоп Кришны, он будет испытывать страх — страх за
благополучие своего тела, страх за своих родных и близких, страх за свое
имущество... Преданность, бесстрашие, любовь и вера идут рука об руку.
Что же такое шарапагати( Кто есть шаранагата-бхакта? Когда мы встречаем
человека, который оставил карму и гъяну и
ЧЕТЫРЕ ВИДА СЫНОВЕЙ
нашел прибежище у стоп Кришны, мы знаем, что он — предавшаяся душа.
Это есть шаранагати. В «Бхагавад-гите» Кришна описал карму, гъяну и
бхакти. Но в конце концов Он сказал: сарва-дхарма паритйаджйа мам экам
таранам враджа ахам пгвам сарва-папебхйо мокшаишйами ма шучаха —
«Оставь все виды дхармы — карму, гъяну, варнашраму и просто предайся
Мне». Там, где есть шуддха-бхаюпи, према-дхарма, не может быть карма-
дхармы или варнашрама-дхармы. Кришна призывает нас оставить все —
даже то, что Он Сам ранее рекомендовал. Как понять это? Для кого Кришна
дает это Свое заключительное наставление? Для того, кто обрел шуддха-
бхакти-адхикару В этом милость Господа. Он видит того, кто имеет
гиуддха-бхакти-адхикару, того, кто способен совершать шуд-дха-бхакти,чистое преданное служение, и призывает его: «Оставь все! Стань Моим
чистым преданным!»
Так м.ы должны понимать умонастроение Шрилы Прабху-пады. Он видел,
что многие его ученики не имеютшуддха^бхах-ти-адхикары. Он так и
сказал: «У вас нет шуддха-бхаюпи-ад-хикары, вы имеете лишь карма-
адхикару — поэтому вы должны следовать принципамварнашрама-дхармы.
Это вам поможет». Многие люди любят доказывать нам: «Прабхупада хотел
построить варнашраму]» «Ладно, ладно, — отвечаем мы. — Стройте
варнашраму. Мы не против этого». Но варнашрама —- это карма-адхикара,
это вам следует хорошо усвоить.
Кто-то может думать: «Я оставлю все и предамся!» Но это не так просто.
Шраддха — это нечто объективное — у вас должен быть вкус, вы должны
на самом деле получать удовольствие от шраванам и киртанам, вы не
можете делать это искусственно. То же самое мы можем сказать и о карме и
о гъяне — вы не можете совершать карму или гьяну, если у вас нет к этому
вкуса, если вы не испытываете удовольствия от этого вида деятельности.
Шраддха шастрартха вишвасо — «Шраддха — это полная вера в
заключения священных писаний». Но это не пол-ное определение, — кроме веры необходим вкус — ручи. Чем бы вы ни
занимались, вы сможете делать это только в том случае, если у вас есть ручи
(вкус). Кто-то имеет вкус к карме, кто-то — к гъяне, а кто-то — к бхакти, и
каждый выбирает вид деятельности, соответствующий его вкусу. Госвами
обсудили эти темы очень подробно, они разобрали все тонкости.
Итак, необходимы вера и вкус. Это мы называем шраддхог! Шраддха есть
семя бхакти-латы, лианы преданности. Но не забывайте, шраддха — это
вера плюс вкус. Так учил Джива Госвами. Брахманде бхрамите кона
бхагйаван джива гуру-криш-на-прасаде пайа бхакти-лата бхиджа —
«Странствуя по разным вселенным, удачливая джива встречает сад-гуру и
начинает слушать его. Благодаря милости гуру и Кришны джива обретает
семя преданности. Это семя — шраддха, ручи-юкта шраддха, вера плюс
вкус. Подобно тому, как существуют кар-ма-шраддха, гьяна-шраддха и йога-
шраддха, соединенные с соответствующим вкусом, существует бхакти-
ручи-юкта шраддха, силой которой душа начинает путь преданного
служения. Именно об этой шраддхе говорится в стихе: адау ШP>йд|9%й...
(«Бхакти-расамрита-синдху», 1.4.15-16) Затем человек начинает слушать
садху (татах садху-санга), под их руководством начинает совершать бхаджан
(`тха бхаджана-крия)... Постепенно он освободится от всех аиартх (тато
`нартха-нивритих сйат) и обретет устойчивое положение (тато ниш-тха).
Когда вы имеете ништху, вы можете считать, что у вас есть бхакти-адхикара.
Поэтому Джива Госвами сказал: ниги-тха-ручи — шуддха-ручи. В «Бхакти-
сандарбхе» Джива Госвами объясняет, что гауддха-бхакти адхикаройобладает тот, кто освободился от анартх. В этом разница между бхакти-
адхи-карой и