свободен от анартх. Тот, кто не освободился от анартх, не
может быть гуру. Но если так или иначе он стал гуру, необходимо
сторониться такого человека. Не нужно критиковать его — он исполняет
обязанности гуру, у него есть ученики, и если вы будете говорить о его
недостатках, это повредит его репутации. Не вмешивайтесь.
Вопрос: Бы говорили о третьем виде брахмачари; объясните пожалуйста,
подробнее, что имеется ввиду под словами «пока не изучит Веды под
руководством своего гуру».
АБСОЛЮТНАЯ ЗАВИСИМОСТЬ ОТ БОГА
Ответ: Если по завершении учебы гуру видит, что его ученик не может
оставаться брахмачари, он разрешает ему вернуться и завести семью. А как
насчет тебя, Джагадиш, каким из четырех типов брахмачари ты желаешь
стать?
Джагадиш: По крайней мере я не хочу жениться.
Ответ: Замечательно. Ты будешь жить в доме гуру,.гуру~гри-хе. Это
замечательный выбор. В Одиннадцатой Песне «Шри-мад-Бхагаватам»
Кришна рассказывает Уддхаве о том, каковы обязанности брахмачари. Тебе
надо изучать эти наставления. Там сказано, что брахман, который следует
обету брахмачари всю свою жизнь, отличается особым сиянием, исходящим
от его тела.
Четыре вида сыновей*
уттамаш чинтитам курйат
прокта-кари ту мадхйамадх
адхамо `шраддхапа курйад
акарточчаритом питух
«Сын, который, не дожидаясь приказания, делает то, что хочет его отец, сын
первого класса; сын, который исполняет волю отца, получив приказ, сын
второго класса; сын, который делает, то, что хочет отец, но не проявляет при
этом энтузиазма, сын третьего класса. Но сын, который отказывается
ИСПОЛНИТЬ волю отца, подобен испражнениям отца»**.
* Лекция по «Шримад-Бхагаватам», 9.18.44.
** Это слова принадлежат Пуру, младшему сыну царя Яяти. Яяти был проклят
Шукрачарьей, отцом своей жены; в результате проклятия он должен был потерять свою
молодость и стать дряхлым стариком. Однако в ответ на мольбы Яяти, Шукрачарья сказал
ему, что тот может обменять свою старость на молодость одного из своих сыновей. Царь
Яяти обратился по очереди к каждому из сыновей: Яду, Турвасу, Друхью, Ану и Пуру.
Шрила Прабхупада объясняет, что из первых четырех братьев, только отказ старшего
сына —- Яду, был религиозным (йадош ча дхарма-шиласпа). Яду знал, что в его династии
вскоре должен родиться Кришна, Верховная Личность Бога, поэтому, он хотел
способствовать тому, чтобы это произошло как можно скорее. Яду был очень дорог
Кришне, что подтверждает в своих молитвах царица Кунти (йадох припасйанвавайе), и
его отказ исполнить волю отца был подобен отказу четырех Кумаров, которыеослушались Брахму. За отказ исполнить волю отца Яду был проклят: Яяти сказал, что его
род, несмотря на то, что Яду был старшим, не будет правящим. Так Яду утратил право
престолонаследия, но обрел Кришну, которого называют Яду-кула-пати, глава династии
Яду. Что же касается Пуру, младшего из сыновей царя Яяти, он исполнил волю отца —
обменял
ЧЕТЫРЕ ВИДА СЫНОВЕЙ
Комментарий Шрилы Прабхупады:
Пуру, младший сын царя Яяти, немедленно согласился исполнить волю
отца. Таким образом, хотя он был самым младшим, но при этом, самым
достойным из сыновей. Пуру размышлял так: «Мне стоило бы исполнить
желание отца еще до того, как он меня об этом попросил. Но я не сделал
этого. Поэтому я не могу считаться сыном первого класса. Я — сын второго
класса. Однако, я не хотел бы становиться сыном самого низкого класса,
которого сравнивают с испражнениями отца». Один индийский поэт сказал:
«Естьпутра, а есть мутра». Нутра — это сын, а мутра — это моча. И путра и
мутра происходят из одного и того же места — гениталий. Если сын
является послушным и преданным бхактой Господа Вишну, его называют
путра, но если он не образован и не предан Господу, он ни чем не лучше
мочи.
Объяснение Шрилы Гоур Говинды Свами: Разные виды
адхикары
Гаудия-вайшнава сиддханта очень сокровенная, очень тонкая, ее не так
легко понять. Но до тех пор, пока человек не поймет ее, он не сможет
освободиться от анартх. А не освободившись от анартх, как вы сможете
развить чистую преданность? Вы не сможете совершать чистого преданного
служения. Праб-хупада объясняет: грубые материалисты, западные люди,
находятся во власти гун страсти и невежества — им не известно, что такое
саттва-гуна. Поэтому у них нет платформы, с которой
свою молодость на старость своего родителя. Спустя много лет, проведенных в
наслаждениях плоти, Яяти испытал пресыщение, — тогда он вернул молодость своему
сыну и провозгласил его императором. Потомками Пуру стали знаменитые Пандавы,
праведные хранители дхармы, которым Кришна доверил власть над миром.можно начать преданное служение. Иными словами, у них нет бхакти-
адхикары. Исходя из этого понимания, Шрила Прабхупада определил, что
для западных людей необходима варнаш-рама-дхарма. Это называется
дхарма-ништха. Шрила Прабхупада постоянно давал ученикам самые
разные занятия, чтобы их чувства находились в деятельном состоянии.
Прабхупада учил их предлагать плоды труда Кришне, Хщ>н,хари-тошанам.
Этот вид деятельности называется кармарпанам. Мы должны понимать, что
означает такая деятельность. Это карма-адхи-кара, не бхакти-адхикара.Такими видел Шрила Прабхупада людей Запада. Карма-адхикара означает,
что у человека есть материальные желания, которые невозможно
игнорировать, но которые можно занять в религиозной благочестивой
деятельности. Однако, если человек, даже находящийся на этой стадии,
станет следовать указаниям гуру, если он всецело примет его руководство,
он сможет освободиться от всех посторонних желаний — от желаний
материальных удовольствий и от желания освобождения. Благодаря садху-
санге, благодаря слушанию хари-катхи, благодаря служению сад-гуру
человек обретет особую милость, силой которой к нему придет вкус к бхак-
ти, и он обретет веру в процесс бхакти. Это называется бхакти-адхикара.
Пуру говорит о том, что есть три вида сыноаей: уттама, мадхъяма,
каништха... Кроме этого есть и четвертый тип: сын, который ни чем не
лучше испражнений. Сын, который выполняет волю отца еще до