Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 10 ------

Гоур Говинда Свами - Лотос божественной любви - Страница 10

Тебе, так: кроме меня Тебе не

найти другого, достойного Твоей милости! Наши отношения вечны! О мой

Господь, не отвергай меня!» Таковы молитвы чистых преданных, которые

полностью предались Господу, которые ощущают свою абсолютную

зависимость от Господа.

Итак, совершенный брахман — это чистый вайшнав. Шук-рачарья

описывает умонастроение и образ жизни такого человека: он никогда не

идет в дома других людей и никогда не про-

АБСОЛЮТНАЯ ЗАВИСИМОСТЬ ОТ БОГА

сит милостыню. Иными словами, он не зависит ни от кого, он не полагается

на других в вопросе своего существования. Он поднимает с поля

оставшиеся после сбора урожая зерна. Так проявляется его зависимость от

милости Господа.

Ашрамы

В «Шримад-Бхагаватам» (3.12.42-43) приводится описание ашрамов:

Существует четыре ашрама: брахмачари, грихаст-ха, ванапрастха и

саннъяса. Каждый из этих ашрамов тоже делится на четыре: четыре вида

брахмачари, четыре вида гри-хастх и т.д. Каковы четыре вида брахмачари?

(1) Савитръя-брахмачари — это тот, кто остается брахмачари в течение

четырех ночей. Он получает священную нить брахмана от своего гуру

(упанаяна-самскара), хранит обет целомудрия в течение трех ночей, но на

четвертую ночь теряет семя. (2) Праджапа-тья-брахмачари — этот тот, кто

хранит целомудрие в течение одного года после проведения упанаяна-

самскары. (3) Брах-ма-брахмачари — это тот, кто сохраняет целибат до того

момента, пока не изучит все Веды под руководством своего гуру. (4) Брихат-

брахмачари — это пакка-брахмачари, наиштхи-ка-брахмачари, он соблюдает

целибат всю свою жизнь. Он никогда не женится и никогда не теряет

семени. Первые три вида брахмачари^шъше. или позже женятся и теряют

семя, но четвертый вид брахмачари никогда не теряет семени и никогда не

вступает в какие бы то ни было отношения с женщинами.

Подобно этому существует четыре вида грихастх: (1) Вар-та, (2) Санчая, (3)

Шалина и (4) Шилончха. Последний вид грихастхи (шилончха-грихастха)

— это тот, кто совершает унча-врити. Капота-врити — это другое название

унча-ври-ти. Капота означает голубь. Варта — это тот, кто занимается

сельским хозяйством. Он знает Веды, следует ведической культуре, но

живет за счет собственного хозяйства. Санчая — это22тот, кто живет за счет совершения жертвоприношений. Ърах-ман есть тот,

кто исполняет обязанности брахмана. В Кали-югу не все брахманы

являются брахманами, ибо не все они исполняют обязанности брахманов.

Итак, санчая-грихаспгха совершает ритуалы, у него также могут быть

ученики, и он живет за счет этих учеников. Именно таково было положение

Шукрачарьи. Третий вид грихастх — шалина. Он никогда не просит

милостыню. Несмотря на то, что брахман имеет право собирать

милостыню, шалина-грихастха никогда не делает этого. Он полагается в

своем пропитании на Господа. Поэтому такого грихастху называют шалина.

Четвертый тип грихаст-хи — шилончана (шила-унчха). Именно он живет

подобно голубю — собирает зерна с поля. Шукрачарья корил себя за то, что

не стал жить согласно этому четвертому укладу жизни гри~ хастхи, он

корил себя за то, что оказался зависимым от своих учеников.

Ьанапрастхи также четырех видов: (1) вайкханаса, (2) 6а-лакхилья, (3)

аудимбара, (4) пхенапа. Ьайкханаса-ванапрас-тха питается полувареной

пищей. Иными словами он берет созревшие плоды или злаки, но не варит

их, не подвергает термической обработке. В этом смысл словосочетания

полувареная пища. Валакхилъя-ванапрастха —¦ это тот, кто живет за счет

своих прошлых запасов и не создает новых. Аудумбара-ванапрастха — это

тот, кто питается лишь тем, что попадается на его пути. Когда аудумбара

просыпается, он идет туда, куда был направлен его взгляд в момент его

пробуждения. Пхена-па-банапрастха — это тот, кто ест лишь фрукты,

которые сами пали с деревьев.

И наконец четыре вида санньяси: (1) кутичака, (2) бахуда-ка, (3) хамса и (4)

нишкрия. Кутичака — это тот, кто живет со своей семьей, но не имеет

привязанности к членам семьи. Ку-тичака-саннъяси живет рядом со своим

домом; родственники приносят ему пищу. Бахудака-саннъяси оставляет

материаль-

АБСОЛЮТНАЯ ЗАВИСИМОСТЬ ОТ БОГА

ные занятия и посвящает себя трансцендентной деятельности. Он

совершает бхакти, но его бхакти смешано с гъяной, стремлением к знанию.

Он совершает гъяна-мишра бхакти. Хамса — это саннъяси, обладающий

совершенным трансцендентным знанием. Нишкрия — это саннъяси,

оставивший все виды деятельности. Он парамахамса, находящийся в

совершенной зависимости от Кришны, двадцать четыре часа в сутки он

занят служением Бхагавану. Он всецело отдает себя бхаджану и живет в

уединенном месте.

Совершенный санньяси Шукадева Госвами

Мы иногда говорим о Щукадеве Госвами. Он был брахманом, въяса-путра,

его отцом был Вьясадева. Как жил Шукадева? Об этом повествует

«Шримад-Бхагаватам» (1.4.8):са го-дохана-матрам хи грихешу гриха-медхинсш авекшате маха-бхагас

миртхи-курвамс тад ашрамам —

«Обычно он (Шукадева Госвами) задерживался у дверей домохозяев только

на время, которое необходимо, чтобы подоить коров, и делал это лишь для

того, чтобы освятить их жилище».

Шукадева Госвами приходил к порогу дома грихастх ранним утром, когда

домохозяева доят коров. Шукадева стоял там столько времени, сколько

необходимо, чтобы получить крынку молока. Как только ему давали молоко,

он моментально покидал это место. Но ради чего Шукадева приходил к

дому гри-хастхи? Не для того, чтобы получить молоко, а для того, чтобы

очистить их дома. В своем комментарии Шрила Прабхупада отмечает: «Тем,

кто принял отречение от мира и посвятил свою жизнь проповеди послания

Бога, следует на примере Шукаде-вы Госвами понять, что домохозяев

нужно просвещать в трансцендентной науке, но помимо этого никаких

других дел с нимииметь не стоит. Принимать от них милостыню нужно лишь для того, чтобы

освятить их дом. Тот, кто отрекся от материального мира, не должен

соблазняться материальным богатством домохозяина, чтобы не попасть в

зависимость от мирских людей. Для того, кто ведет отреченный образ

жизни, это намного опаснее, чем принять яд или совершить самоубийство».

Саннъ-яси не должен зависеть от вишайи, материалистичных людей. Если

он окажется в зависимом от

Навигация:

Страница 12
Страница 11
-- Страница 10 --
Страница 9
Страница 8