Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 9 ------

Гоур Говинда Свами - Гуру-Даршана - Страница 9

способная следовать его указаниям, все равно

падает вниз. Вам никогда не понять ту боль и потрясение, которые испытывает

гуру.

Котенок и обезьянка

Есть два вида логики: марката-нъяя (логика детеныша обезьяны) и мраджара-нъяя

(логика котенка). Детеныш обезьяны крепко держится за шерсть своей матери.

Мать не обращает на него внимания и не заботится о том, чтобы детеныш

удержался на ней, когда она перепрыгивает с ветки на ветку. Детеныш обезьяны

должен очень крепко держаться за мать, иначе он упадет вниз и разобьется.

Кроме того, существует мраджара-нъяя, логика котенка. Когда котенок плачет, мать

приходит и берет его в зубы. Те же са-

17

30

ТРАНСЦЕНДЕНТНЫЙ КАПИТАН

мые зубы кошки, которые смертельны для мыши, заботливо спасают котенка, когда

мать переносит его из одного места в другое. Котенок полностью зависит от нее.

Ему не нужно прилагать каких-либо усилий, чтобы защитить себя.

Какому из этих двух примеров нам стоит следовать? Некоторые говорят, что надо

придерживаться логики котенка. Другие утверждают, что нужно следовать логике

детеныша обезьяны. Но на самом деле нам нужно выбрать нечто среднее. Есть две

стороны — гуру и ученик. Гуру говорит: «Я бросаю тебе веревку, держись крепко,

не отпускай ее, а я буду тянуть». Если вы строго следуете указаниям гуру, это

означает, что вы крепко держите веревку. Тогда он вытянет вас. Это означает

«выбрать среднее» между логикой детеныша обезьяны и логикой котенка.

Нечто среднее

Гуру приказывает: «Совершай садхану». Он дает множество правил и

предписаний: следовать четырем регулирующим принципам, строго повторять

шестнадцать кругов маха-мантры без оскорблений, вставать рано утром,

принимать омовение прохладной водой, идти в храм, посещать мангала-арати, в

течение всего дня совершать служение, слушать «Шримад-Бхагаватам» и многое

другое. Если вы исполняете то, о чем вас просит гуру, он будет очень доволен и

благословит вас. Тогда вы обретаете гуру-крипу, которая очень могущественна.

Гуру-крипа хи кевалам. Человек может совершать садхану, но не обретя гуру-

крипы, не обретет плодов своих усилий. Не думайте, что вам не нужно прилагать

усилия. Логика котенка означает отсутствие садханы. Котенок думает: «Мама

придет и заберет меня». Не поддавайтесь этому умонастроению! Гуру дал вам

садхану. Бы должны думать: «Мой долг - исполнять повеление гуру, но я завишу

целиком от его милости. Сад-хана сама по себе не приведет меня к успеху». В

духовной жизни нам не подойдет ни логика детеныша обезьяны, ни логика котенка

- нам нужно нечто среднее. Тогда якорь будет поднят, и корабль быстро и легко

направится домой, в царство Бога.

31

Глава 3

Шри - богатство истинного гуру

Объяснение молитвы Шрилы Нароттамы даса Тхакура «Шри Гуру-

вандана» («Поклонение Шри Гуру»)

шри-гуру-чарана-падма, кевала-бхакати-садма баидо муи савадхана мате

«Лотосные стопы Шри Гуру - обитель чистого бхакти {кевала-бхакати-садма). Я с

благоговением склоняюсь к ним и обращаю к ним свои молитвы {савадхана

мате)».

Н

еобходимо глубоко понять, что означает выражение шри-гу-ру-чарана-падма.

Словосочетание шри-гуру здесь наполнено особым смыслом. Слово шри имеет

много значений: красота {шобха), духовное великолепие {сампада), вершина всего

(шрештха). Что же тогда означает шри-гуру? Это гуру, чьим украшением является

шри-, према-бхакти. Поэтому титул «Шри» относится только к вечному гуру,

18

который никогда не исчезает.

В этом мире Шри Гуру - это единственное сокровище. Шри-гуру-чарана-падма:

стопы гуру подобны лотосам. Это сравнение имеет глубокий смысл. Цветы лотоса

необыкновенно красивы. Они источают изумительный аромат и полны

сладчайшего нектара. Пчелы пьют нектар с разных цветов, но к лотосам их влечет

с особой силой, так как они выделяют особый его вид -падма-мадху. Ученик

(шишъя) сравнивается с пчелой: он жаждет вкусить нектара. Понять это не так

просто.

32

ШРИ -БОГАТСТВО ИСТИННОГО ГУРУ

Цветы лотоса растут в воде, но она не может коснуться их. На санскрите слово

«вода» (а также «вкус») называется раса. Таким образом, если стопы гуру подобны

лотосам, то где они растут? - Б трансцендентном океане бхакти-расы, в океане

духовного вкуса, который находится в сердце ученика. Итак, лотосные стопы Шри

Гуру нематериальны - они трансцендентны. Они -обитель духовной бхакти-расы и

всей сладости {мадхури). Потому они так привлекательны для ученика. Цветок

лотоса радует взгляд и сердце. Точно также в глазах садхаки все, что связано с

гуру, — его облик, качества, деяния - наполнено особой, неземной красотой.

Мысленным взором он может созерцать красоту лотос-ных стоп Шри Гуру. Это

созерцание приносит его измученному сердцу желанное утешение. Ему не дают

покоя тройственные страдания - адхьятмика, адхидайвика и адхибхаутика, - но

медитация на прекрасные лотосные стопы Шри Гуру уносит прочь все эти

невзгоды.

Пчела летает повсюду в поисках нектара и порой садится на цветы дерева кетаки,

ветви которого сплошь усеяны острыми шипами. Они ранят крылья пчелы,

привлеченной запахом цветов, и приносят ей нестерпимую боль. «Как мне найти

прибежище, где нет боли и мук? Где можно обрести мир и покой?» — страдания

толкают пчелу на поиски других цветов. Она пьет их нектар и утоляет свою жажду.

Так же и джива, скитаясь по бесчисленным вселенным материального творения и

переселяясь из одного тела в другое (брахманда бхрамите

Навигация:

Страница 11
Страница 10
-- Страница 9 --
Страница 8
Страница 7