и совершенным ачаръям-вайшнавам».
Наша ученическая преемственность называется Бхактивинода-дхара. Ее главные
ачаръи перечислены в следующей сиддха-мант-рег. wpu-сварупа шри-рупа шри-
санатана шри-рагхунатха три-джива 6хатта~юга шри-кришнадаса-кавираджа
шримад-бхакти-винода шримад-гауракигиора шримад-бхактисиддханта-свами-
прабхупада шримад-бхактиведанта-свами-прабхупада-махараджа веданта
сарвебхьо гурубхъо намо номах.
Я возношу молитвы всем гаудия-вайшнавам. Сегодня с этой целью я спою песнь во
славу всех чистых гаудия-вайшнавов. Это бхаджан Девакинанданы даса «Шри
Вайншава-вандана».
Шри Вайшнава-ваддана
вриндавана-васи джата ваишнавера гана пратхаме вандана кари садара чарана
37
ГУРУ-ДАРШАНА
. нилачала-васи джата махапрабхура гана бхумите падийа вандана сабара чарана
навадвипа-васи джата махапрабхура бхакта сабара чарана вандана хаипа ануракта
махапрабхура бхакта джата гаудадеше стхити сабара чарана вандана карийа
пранати
дже деше дже деше баисе гаурангера гана утхервала кари` вандана сабара чарана
хаийачхена хабена прабхура джата даса сабара чарана вандана данте кари` гхаса
21
брахманда тарите шакти дхаре джане джане э веда-пуране гуна гайа джеба шуне
махапрабхура гана-саба патита-павана таи лобхе муи папи лаину тарана
вандана карите муи ката шакти дхари тамо-буддхи-доше муи дамбхе матра кари
татхапи мукера бхагйа манера улласа доша кшами` мо-адхаме кара ниджа даса
сарва-ванчха сиддхи хапа пама-бандха чхуте джагате дурлабха хаипа према-бхакти
луте
манера васана пурна ачирате хаийа девакинандана-даса эй лобхе капа
Это одна из самых важных молитв. До тех пор, пока мы не обретем милость
вайшнавов, мы не сможем понять лилы Маха-прабху, не сможем понять кришна-
таттву. Поэтому сначала мы молимся гуру, а затем вайшнава-гане. Ванде гурун
иша-бхак-
38
О ЗНАЧЕНИИ ВЬЯСА-ПУДЖИ
тан: «Я приношу почтительные поклоны духовным учителям и преданным
Господа» (Ч.-ч., Ади, 1.1). Таков истинный путь.
Б первую очередь я склоняюсь к стопам всех вайшнавов-близких спутников
Махапрабху, живущих во Вриндаване. Затем - Его спутникам из Нилачалы
(Джаганнатха Пури Дхамы). Наконец, я поклоняюсь всем преданным Махапрабху
из Навадвипы.
Взывать к милости всех вайшнавов ~ истинное смирение. Я припадаю к лотосным
стопам всех преданных Махапрабху -обитателей Гауда-деши, или Гаура-
мандалабхуми. Более того -гаура-бхакты могут жить в любой части света - в
западных странах или странах восточных. Но где бы они ни находились, воздев
руки, я возношу молитвы их лотосным стопам. О преданные прошлого, настоящего
и будущего, зажав в зубах травинку4, я вновь и вновь кланяюсь вам.
Почему мы должны поклоняться стопам вайшнавов? Даже один-единственный
чистый вайшнав обладает такой силой, что способен освободить весь мир. Так учат
Веды. Тот, кто слушает и прославляет вайшнавов, очень удачлив. Последствия
грехов такого человека полностью разрушаются, ибо качества и характер чистых
вайшнавов трансцендентный Вайшнавы - нематериальны; они подобны Кришне,
Чайтанье Махапрабху. Веды и Пураны называют их спасителями падших душ
{патита-павана).
Я не в силах прославить вайшнавов. Я нем. Лишь из-за невежества я думаю, что
смогу воспеть величие вайшнавов. Но я страстно жажду обрести эту способность и
потому принимаю прибежище у стоп преданных Шри Чайтаньи Махапрабху. О
святые вайшнавы, простите мои оскорбления и примите меня своим слугой!
Благодаря милости гуру и вайшнавов можно освободиться от власти Ямараджа и
достичь очень редкой према-бхакти. Нет Другого пути. Как только вы обретете их
благосклонность, любые желания вашего сердца будут исполняться. Поэтому
Деваки-нандана дас написал песнь во славу вайшнавов.
Символ глубокого смирения.
39
ГУРУ-ДАРШАНА
Итак, кто же наши истинные друзья? У нас нет настоящих друзей, кроме
вапшнавов. Кришна говорит в «Бхагавад-гите» (5.29): сухридам сарва-бхутанам. «Я
- лучший друг всех живых существ». Кришна - наш единственный друг и
благожелатель. Он очень милостив. Но в Своем воплощении Гауры (Шри Чайта-
22
ньи Махапрабху) Он еще более милостив. Намо маха-ваданьяя кришна-према-
прадая те. Господь Чайтанья - самое великодушное воплощение Господа,
поскольку дарует то, что не может дать даже Сам Кришна, - кришна-прему. Однако
гаура-бхакты еще более милосердны. Поэтому они - самые лучшие друзья.
Смиреннее травинки
Иногда нас охватывает гордость, и мы думаем: «Я - вайшнав». В связи с этим
махаджана Бхактивинода Тхакур предупреждает нас («Кальяна-калпатару»): ами
`та вайшнава э-буддхи хойле. «Как только эта мысль проникнет в твой ум, нужно
бить тревогу. Это очень опасно». Амани на хо`бо ами пратиштхаша аси: «С такими
мыслями невозможно стать амани — оказывать почтение другим. Ты будешь
стремиться к имени, славе и почету. Б твое сердце проникнет скверна. Если ты
позволишь таким мыслям оставаться в твоем уме, то отправишься в ад». Поэтому
Махапрабху учил нас:
тринад апи суничена тарор ива сахишнуна аманина манадена киртанийах сада
харих
«Будь смиреннее травинки, лежащей на улице. Будь терпеливее дерева. Не
требуй почтения к себе и оказывай почтение всем и каждому. Только тогда ты
сможешь совершать хари-бхад-жану».
Не думайте, что можно имитировать это настроение. Кришна находится в вашем
сердце. Ему прекрасно известны ваши тайные мысли — вы не сможете обмануть
Его. Искусственное смирение - лицемерие. Как долго вы продержитесь на этом
уровне? Смирение должно быть истинным, то есть естествен-
40
О ЗНАЧЕНИИ ВЬЯСА-ПУДЖИ
ным. Оно и есть естественное состояние чистой души. Этому учил Махапрабху.
Шрила Кавираджа Госвами, один из близких спутников Шримана Махапрабху,
сказал: «Сплетите этот стих в гирлянду, наденьте ее вокруг своей шеи и
совершайте хари-бхаджану». Иначе все,