кона бхагьяван джива),
получает лишь одни страдания. Наконец она встречает цветок лотоса - лотосные
стопы Шри Гуру - и чувствует утешение.
Здесь невозможно найти счастья и истинного наслаждения. Этот мир подобен лесу,
охваченному пожаром - самсара-давана-ла-лидха-лока. Лесной пожар возникает
внезапно, просто от трения деревьев друг о друга. Но в огне сгорают все деревья и
погибают лесные обитатели. Обусловленные души тоже чувствуют обжигающий
жар материального существования - адхьятмика, адхидапвика и адхибхаутика.
После бесконечных блужданий Удачливая душа {бхагъяван-джива) находит
прибежище под се-
33
ГУРУ-ДАРШАНА
нью лотосных стоп Шри Гуру. Подобно пчеле, пьющей нектар лотоса, эта джива
получает возможность наслаждаться блаженством премы {преманандой)у
стекающим с лотосных стоп Шри Гуру (гурупада-падма).
Падма-мадху - не только особый вид нектара, но и бальзам для глаз. «Аюрведа»
предписывает при глазных болезнях втирать падма-мадху - благодаря нему глаза
очищаются и зрение становится острым. Точно так же, если удачливый ученик
19
будет вкушать нектар, стекающий с лотосных стоп гуру (гурупада-падма-мадху),
его сознание очистится от любого материального осквернения. Он обретет
духовное видение. Слепота, порожденная невежеством, уйдет; тьма рассеется, и
шитья обретет знание, позволяющее видеть все в истинном свете. Шри Гуру
милостиво вкладывает в сердце ученика таттва-гъяну и таким образом наделяет его
духовным зрением. С помощью этого трансцендентного зрения ученик может
видеть прекрасный образ Верховного Господа Шьямасундары. Так действует
удивительный нектар с лотосных стоп Шри Гуру. Бот почему Нароттама дас
Тхакур поет: шри - гуру-чарана- падыа.
Шри Гуру находится на том же уровне, что и Сам Господь Хари. Он не от мира
сего. По своей беспричинной милости он нисходит из духовного мира, мира
Кришны. Чтобы освободить падшие души, он может прийти по собственной воле,
а также по воле Господа. В связи с этим может возникнуть следующий вопрос.
Материальный мир иллюзорен; все, что мы здесь наблюдаем, - это лишь сочетание
трех гун природы (саттвы, раджаса и тамаса). Влияют ли они на Шри Гуру, когда
он нисходит сюда? Каким образом его духовная природа остается незатронутой
ими? И как тогда он действует здесь? Ответ легко понять на примере лотоса. Лотос
растет в воде, но вода не может коснуться его. Шри Гуру нисходит в этот мир, но
материя не властна над ним. Поэтому его стопы сравнивают с лотосами. Если
пчела примет прибежище в цветке лотоса, ей будет не страшна окружающая вода.
Так же и удачливый ученик, принявший прибежище у лотосных стоп Шри Гуру, не
боится окружающего его материального мира. Б этом могущество истинного
духовного учителя.
34
ШРИ -БОГАТСТВО ИСТИННОГО ГУРУ
Ппуг и флейта
Вопрос: мы слышали от Вас объяснения, почему тела Кришны, Радхарани и
Махапрабху имеют тот или иной цвет. Не могли бы Вы рассказать, какой смысл
имеет белый цвет тела Господа Баларамы?
Шрила Гоур Говинда Свами: Баларама и Нитьянанда суть одна личность. Питай
пада-камала, коти-чандра сушитапа: «Ло-тосные стопы Нитьянанды Рамы несут
такую же прохладу и успокоение, как миллионы лун» (Нароттама дас Тхакур,
«Прартхана»). Белый цвет - символ лунного света, прохлады и милости.
Поэтому Баларама держит в Своей руке плуг, а Кришна -флейту. Сначала
необходимо вспахать почву, это называется кар-шана. Затем - избавиться от
сорняков. Нужно, чтобы Баларама тщательно обработал Своим плугом поле
нашего сердца, хридая-кшетру. Тогда оно станет плодородным и готовым принять
семя преданного служения, бхакти-лату. Именно это имел в виду Го-пинатха
Ачарья, когда беседовал с Сарвабхаумой Бхаттачарьей: «Какой прок сажать семена
в бесплодную землю? Я тщетно трачу время [стараясь переубедить тебя]». Итак,
сначала действует плуг Баларамы, после чего во вспаханную почву можно сажать
семя. Когда оно прорастет и разовьется в према-бхакти-, ваш слух привлечет
флейта Кришны. Флейта олицетворяет собой влечение, акаршану.
Вопрос: Можно ли сравнить слушание истинного духовного учителя с такой
«обработкой почвы»?
Шрила Гоур Говинда Свами: Обработка земли ~ это следование правилам и
предписаниям, ваидхи-бхакти. Гуру говорит вам, что можно делать, а что - нельзя:
20
подчиняйтесь различным правилам и запретам, ежедневно воспевайте шестнадцать
кругов маха-мантры и т.д. За «обработкой» следует анартха-упашама, очищение от
всего нежелательного, «удаление сорняков». После этого земля уже может давать
всходы, и гуру сажает в нее бхакти-лата-биджу. Практикуя под его руководством
шра&анам-кирта-наму вы будете слушать кришна-катху и так постепенно
перейдете на уровень рагануга-бхакти. Встав на путь рага-марга и следуя
35
ГУРУ-ДАРШАНА
наставлениям такого гуру, вы сможете развить прему. Тогда вы увидите Кришну.
Вы обретете Кришну. Сладкий звук Его флейты, который очаровывает всех и
каждого, привлечет и вас. Акар-шана - это конец пути, а сначала должна быть
каршана, вспашка. Каршана-акаршана (вспахивать и привлекать) - предназначение
нашего Кришна-Баларам-мандира.*
Название храма в Бхуванешваре, построенного Шрилой Гоур Говиндой Махараджей.
Глава 4
О значении Бьяса-пуджи
(молитва лотосным стопам вайшнавов)
Лекция, прочитанная в день 62-летнего юбилея, 6 сентябре 1991 года
О
днажды в день своей Вьяса-пуджи Шримад Бхактисиддханта Сарасвати Госвами
Прабхупада Махараджа сказал: «Сегодня мы будем поклоняться всем ачарьям
гаудия-вайшнавов. Вьяса-пу-джа - это день, когда мы выражаем почтение не только
Вьясаде-ве, Кришне, Гаурасундаре (Чайтанье Махапрабху) или гурудеве. Истинная
Вьяса-пуджа — это поклонение чистым