вселенных, так же как солнце всегда находится либо в
восточном, либо в западном полушарии. Солнце всегда в небе - либо в Индии, либо
в Америке; когда оно светит в Индии, Америка погружена во тьму, а когда
поднимается над Америкой, во тьму погружается Индия.
Как солнце, поднимаясь утром в одном полушарии, постепенно достигает зенита, а
затем садится, одновременно восходя в другом полушарии, так и Господь Кришна,
уходя из одной вселенной, сразу начинает Свои игры в другой. Таким образом,
нитъя-лилы, вечные игры Кришны, продолжаются бесконечно. Как солнце
восходит один раз в каждые двадцать четыре часа, так и игры Господа Кришны
проходят во вселенной через определенные промежутки времени - один раз в день
Брахмы, который по расчетам, приведенным в «Бхагавад-гите», составляет 4 300
000 000 солнечных лет. Но куда бы ни пришел Господь, там проходят все Его игры,
описанные в шастрах.
После захода солнца змеи становятся сильнее, воры смелеют, появляются
приведения, лотосы закрываются, а птица чакра-баки начинает плакать. Подобно
этому, с уходом Господа Кришны безбожие поднимает голову, а преданные
погружаются в тоску.
25
Комментарий Его Святейшества Шрипы Гоур Говинды Свами Махараджи:
кришна- сурйа-сама; майа хапа андхакара пахан кришна^ тахан нахи майора
адхикара
«Чайтанья-чаритамрита», Мадхья, 22.31
Часто говорят: Кришна чинмойа баскара. «Кришна - духовное солнце». В
комментарии к данному стиху наш духовный учитель Шрила Прабхупада
объяснил, что подобно тому, как солнце восхо-
45
ГУРУ-ДАРШАНА
дит и заходит, существует тьма и просветление. Когда солнце восходит, все вокруг
озаряется светом и живые существа испытывают счастье. Точно также, пока солнце
Кришны присутствует в этом мире, Его лилы продолжаются здесь. Шрила
Прабхупада говорит: «Господь Кришна, уходя из одной вселенной, сразу начинает
Свои игры в другой». Когда игры Кришны не проявлены здесь, следует понимать,
что они происходят где-то в другой вселенной. Если солнце поднимается над
Америкой, его невозможно увидеть в Индии. В это время Индию покрывает тьма.
Темнота - это скорбь. Этот материальный мир - бухкхалаям ашашватам- полон
страданий (БГ, 8.15). Он призрачен, поскольку создан майей, Кришна- су-ръя-сама;
майя хайя андхатра. Кришна - суръя - духовное солнце, а маня- энергия иллюзии -
тьма, невежество. Те, кто покрыт майей, идут по жизни на ощупь. Ночью, когда нет
солнца, все погружено во тьму. Что делают люди, когда нет света и ничего не
видно? Они просто сидят в темноте и ждут восхода: «Когда же наконец взойдет
солнце, и мы сможем приступить к делам?»
Ночлег в гостинице
Цель человеческой жизни - обрести Кришну, достичь ло-тосных стоп Господа. Мы
усталые путники, бредущие в Пуру-шоттама Дхаму, или Джаганнатха Пури Дхаму,
— в обитель Господа Джаганнатхи (Кришны). Когда в дороге нас застает ночь, мы
останавливаемся в гостинице. Мы думаем: «Сейчас темно, я не могу дальше идти -
дороги не видно. Я проведу ночь в гостинице, и как только взойдет солнце,
продолжу свой путь в Пурушот-тама Дхаму». Не спите долго - не забывайте о
своей цели! Не привязывайтесь к темному материальному миру.
Глупцы, проведя много времени в иллюзорном материальном мире, привязались к
нему и пытаются повелевать и наслаждаться им. Они страдают здесь с
незапамятных времен, ибо забыли свою цель; забыли, куда шли, забыли, что они -
паломники, идущие в святую дхаму, в Пурушоттама Дхаму, в царство Господа
Джаганнатхи. Они бредут во тьме, плачут и страдают. Они очерст-
46
ПЛАЧЬТЕ О СОЛНЦЕ
вели и не уже не чувствуют, в каком бедственном положении оказались. Несмотря
на страдания, они думают: «Мне здесь очень хорошо. Я безмерно счастлив. Я
наслаждаюсь». Но это «рай для идиота». Надежда есть лишь для того, кто знает:
«Я пребываю во тьме -здесь нет света. Я страдаю, я несчастен». Такой человек
обязательно дождется наступления утра. Он помнит: «Я иду в Пурушоттама Дхаму.
Как только взойдет солнце, я продолжу свой путь». С такими мыслями человек
должен жить в материальном мире.
Нестерпимая боль разлуки
26
В «Чайтанья-чаритамрите» (Мадхья-лила, 8,248) рассказывается о том, как
однажды Махапрабху спросил Райя Рамананду: духкха-мадхйе кона духкха хайа
гурутараХ «Что приносит самую большую боль?» Райя Рамананда ответил:
Кришна-бхакта вираха-вина духкха нахи декхи пара. «Разлука с преданным
Кришны - самое мучительное страдание». Когда мы разлучаемся с близким
преданным Кришны, то жестоко страдаем. Никакая другая боль не может
сравниться с ней. Она сравнима лишь с болью разлуки с Кришной (кришна-вираха-
духкха). Когда зашло солнце Кришны, когда Кришна покинул нашу планету,
Уддхава жестоко страдал в разлуке с Господом. Невозможно описать его боль.
Подобно этому, мы страдаем в разлуке с преданным, который всегда находится в
обществе Кришны.
Так говорил Махапрабху в день ухода Харидаса Тхакура. Ха-ридас Тхакур,
известный как Намачарья, день и ночь повторял святое имя. Он не спал, не ел,
только воспевал харинаму. Это означает, что он был всегда с Кришной. Когда
Харидас Тхакур ушел, Махапрабху горько плакал, потому что лишился общества
преданного, который был всегда с Кришной. Плача, Махапрабху сказал:
крипа кари Кришна море дийачхила санга сватантра кришнера иччха - кайла санга-
бханга
харидасера иччха йабе