дикий слон
ний. Махараджа Амбариша намеревался прервать пост как часть своего
преданного служения Верховной Личности Бога, поэтому решил выпить немного
воды (совершить экадаши-парану). А Дурваса Муни, даже будучи великим
брахманом и мистиком, не смог разобраться, что к чему. В этом состоит разница
между чистым преданным и так называемым ученым-знатоком ведических
писаний. Преданные Господа, находясь в Его сердце, напрямую получают от Него
наставления. Это подтверждает Сам Господь в «Бхагавад-гите» (10.11):
тешам эванукампартхам ахам аджнана-джам томах нашайамй атма-бхава-стхо
джнана-дипена бхасвата
«Чтобы оказать им особую милость, Я, пребывая в их сердцах, сиянием знания
рассеиваю тьму, порожденную невежеством». Преданный и шагу не ступит без
санкции Верховной Личности Бога. В шаапрах утверждается: вайшнавера крия
мудра вигъеха на буджхая (Ч.-ч., Мадхья, 23.39). Даже великий мудрец не в силах
понять поступки вапшнава, чистого преданного. Поэтому очень опасно
критиковать чистого вайшнава. Вайшнав действует из глубоко внутренних
побуждений; любой его поступок совершенен, так как направляет его рука
Верховной Личности Бога.
Комментарий Его Святейшества Шрилы Гоур Говинды Свами Махараджи:
Любовные взаимоотношения между Бхагаваном и бхактоп, Господом и Его
преданным, совершенны и вечны. Их связывает настолько сильная любовь, что
даже всемогущий Верховный Господь не в силах их разорвать.
Кришна в плену
Кришна признается Уддхаве в «Шримад-Бхагаватам» (11.14.20):
51
ГУРУ-ДДРШАНА
на садхайати мам його на санкхйам дхарма уддхава на свадхйапас тапас тйаго
йатха бхактир маморджита
«О Уддхава! Я полностью нахожусь в плену бхакти-йоги, према-бхакти. Меня
нельзя достичь или пленить ни с помощью метода аштанга-пога-санкхъялочана
(восьмиступенчатой практики йоги), ни совершая аскетические подвиги, ни путем
принятия саннъясы. Меня привлекает лишь чистая преданность -шуддха-бхакти,
према-бхакти».
Далее Кришна говорит Уддхаве (ШБ, 11.14.21):
бхактйахам экайа грахйах шраддхайатма прийах сатам бхактих пунати ман-ништха
29
шва-пакан апи самбхават
«Меня привлекает лишь чистая, беспримесная любовь. Даже мандола
(неприкасаемый), развив такую преданность, станет очень дорог Мне и пленит
Меня».
Вывод таков: чистый преданный всегда, сутки напролет занимается любовным
преданным служением Господу. Мад-аньят те на джананти нахам тебхъо манаг апи:
«Чистые преданные не знают ничего помимо Меня, а Я не знаю никого помимо
них. Сердце Мое принадлежит такому преданному, а его сердце - Мне». Как могут
осознать Господа те, кто лишены преданности, - гъяни, йоги или кармы7. Они не в
силах не только пленить, но даже достичь Его, Б отличие от них, чистые преданные
день и ночь заняты любовным служением Богу. Господь говорит, что они для Него
дороже жизни. Он признается Уддхаве (ШБ, 11.14.15):
на татха ме прийатама атма-йонир на шанкарах на на санкаршано на гирир
наиватма ча йатха бхаван
«Брахма (Атма-йони), Шиваджи {Шанкара), Баларама (Санкаршана), Лакшмиджи
{Шри) и даже Я Сам (наиватма) не так дороги Мне, как ты {йатха бхаван), о
Уддхава!» Насколько же
52
дикий слон
сильно Господь любит чистого преданного! В следующем стихе Он раскрывает
еще более сокровенную тайну о Себе (ШБ, П.14.16):
нирапекшам муним шантан нирваирам сама-даршанам анувраджамй ахам нитйам
пуйейетп ангхри-ренубхих
«Тайком следуя за такими чистыми преданными, Я собираю пыль с их лотосных
стоп». Зачем? Дело в том, что эта пыль обладает огромной очищающей силой. Зная
об этом, Кришна думает: «Я очищу этой пылью все творение».
Кришна желает очиститься
Шридхара Свами так объясняет, почему Кришна следует за чистыми преданными,
преми-бхактами: пуйейа мад антарварти-брахмандани павитри-курйам ити
бхавенетй артхах. «Он собирает пыль с их стоп, чтобы очистить всю вселенную».
Шрила Джива Госвами дает иное объяснение: мад-бхактп-анишкрити-дошат
павитритах сйам ити бхавенетй бхавах. [Кришна говорит:] «Поскольку Я ничем не
в силах отплатить Своим преданным за их чистое служение, я совершаю
искупительный обряд: следую за ними, чтобы собрать пыль с их стоп. Так Я смогу
очиститься» («Крама-сандарбха», комментарий на стихШБ, П.14.16).
Рупа Госвами описал качества преми-бхакт в своем знаменитом стихе:
анйабхилашита-шунйам джнана-кармадй-анаври-там анукулйена кришнану-
ишланам бхактир уттама. «Преданное служение высшего уровня развивается лишь
тогда, когда практикующий лишен материальных устремлений и не желает знания,
основанного на философии монизма, а практика его не основана на деятельности
ради материальных наслаждений. Такое преданное служение должно быть
непрерывным и совершаться на благо Кришны» («Бхакти-расамрита-синдху»,
1.1.11).
Рупа Госвами использует здесь слово анъябхшаша, которое означает, что чистые
преданные не имеют корыстных желаний --
53
30
ГУРУ-ДАРШАНА
их не привлекают ни наслаждения, ни освобождение. Анукулъена кришнану-
штанам бхактир уттама: они постоянно заняты любовным преданным служением,
чтобы доставить Кришне удовольствие. Они никогда не молят Его о собственном
счастье и наслаждениях. Напротив - все их помыслы устремлены на то, чтобы
даставить счастье и наслаждение Кришне. Это называется ануку-льена кришнану-
шиланам, Махапрабху говорит в «Шикшаштаке», что таков признак преми-бхакты
- преданного, который очень дорог Кришне. Он ни о чем не просит взамен своего
служения:
на дханам на джанам на сундарим
кавитам 6а джагад-иша камапе
мама джанмани джанмани-ишваре
бхаватад бхактир ахаитуки твайи
«О Джагадиша, о Господь Вселенной, мне ничего не нужно от Тебя. На дханам -
меня не прельщают несметные богатства. Я не собираю вокруг себя
последователей, джана. Меня не привлекают прекрасные женщины. Я не
стремлюсь даже к освобождению. Бхаватад бхактир ахаитуки твайи: