я желаю лишь
одного -жизнь за жизнью служить Твоим лотосным стопам, чтобы доставить Тебе
наслаждение» («Шикшаштака», 4).
«Из жизни в жизнь» означает, что преданный не мечтает об освобождении. Он не
беспокоит Господа мольбами о прекращении страданий.
ниджа-карма-гуна-доше йе йе джанма паи джанме джанме йено тава нама-гуна гаи
Бхактивинода Тхакур поет: «Пусть я буду рождаться в телах разных живых
существ в соответствии с тем, что заслужил по карме. Единственное, о чем я
прошу - джанме джанме йено тава нама-гуна гаи - чтобы во всех этих телах я с
любовью служил Тебе для Твоего счастья. Ничего больше мне не нужно» («Гитава-
ли», Шри Шикшаштака, песня 4).
54
дикий слон
Расплата за долги
Чистый преданный никогда ни о чем не просит. Его не привлекают даже четыре
вида освобождения, мукти: сарупъя, сами-пъя, салокья и саршти. Он отвергает их.
Дияманам не грихнанти вина мат-севанаи (ШБ, 3.29.13): даже если ему
предложить любой из видов освобождения, он не примет ни одного из них. Он
счастлив просто служением Господу . Господь готов даровать преданному любые
благословения: «Возьми! Воспользуйся этим!» Но преданный отказывается: «Нет-
нет, мне ничего не нужно от Тебя, о мой Господь!» Тогда Кришна понимает: «Он не
желает ничего, кроме служения Мне, хочет доставить Мне радость. Он ничего не
просит взамен. Как же Мне отплатить ему?» Кришна всегда рад ответить на
преданность. Е ятха мам прападъянте тамс татхаива бхаджамй ахам: Он всегда
отвечает Своему слуге в той степени, в какой тот предается Кришне (БГ, 4.11). Но
преми-бхак-та не имеет желаний. Поэтому Кришна не в силах отплатить ему.
Кришна становится должником Своего слуги. Что же делать?
Шрила Джива Госвами пишет: мад-бхактп-анишкрити-дошат павитритах сйам ити
бхавенети бхавах. [Кришна говорит:] «Поскольку Я ничем не в силах отплатить
Своим преданным за их чистое служение, я совершаю искупительный обряд:
следую за ними, чтобы собрать пыль с их стоп. Так Я смогу очиститься» («Крама-
31
сандарбха», комментарий на стих ШБ, 11.14.16).
Кришна становится должником таких преданных, преми-бхакт. Чтобы отплатить
Свой долг, Он тайком следует за ними и собирает пыль с их лотосный стоп.
Посыпав Свое тело этой пылью, Он может очиститься и так расплатиться с
долгами. Именно об этом пишет Джива Госвамипад. Отсюда мы можем извлечь
урок, что никто не может развить према-бхакти и понять мадху-ръя-раса-таттву
(вкус супружеской любви), не получив пыли со стоп преми-бхакт.
Эти утверждения поднимают преданных на высочайший уровень. Кавираджа
Госвами говорит в «Шри Чайтанья-чаритам-рите»: кришнера самата хайте бада
бхакта пада (Ч.-ч., Ади,
55
ГУРУ-ДАРШАНА
6.100). Кришна ставит преданного даже выше Себя. Кришна -это Абсолютная
Истина. Никто не может быть равен Ему. Хариш-тв-экам таттвам видхи-шива-
суреша-пранамито: Господь Хари - высшая истина. Все находятся в Его власти -
даже Видхи (Брахма), Шива и Суреша (девараджа Индра, царь небес)*. Кришна
Сам говорит в «Бхагавад-гите» (7.7): маттах паратарам наньят кин-чид асти
дхананьджая. «О Дхананьджая (Арджуна), нет истины превыше Меня». И тем не
менее, того, кто полностью предался Господу, без следа желания наслаждаться в
этом мире или получить освобождение, а с единственным устремлением -
приносить счастье Кришне, служа Его лотосным стопам, - такого преми-бхакту
Кришна ставит выше Себя. Кришна Сам говорит о нем: «Я подчиняюсь ему».
Кришна открыто заявляет в «Бхагаватам» (9.4.63):
ахам бхакта-параЬхино хп асватантра ива ЫиЬжа садхубхир граста-хридайо
бхактаир бхакта-джана-прийах
[Верховная Личность Бога сказал брахману.] «Я полностью нахожусь в
подчинении Своих преданных. У Меня нет независимости. Мои преданные
лишены материальных желаний, поэтому Меня можно найти лишь в их сердцах.
Что говорить о Моем преданном - даже преданные Моего преданного очень дороги
Мне».
Кришна говорит: «Такой садху повелевает Мной. Он связы
вает Меня в своем сердце веревками любви, которые невозможно
разорвать. Мне не под силу развязать их». В Десятой Песни «Бха-
гаватам» (10.32.22) Он сказал: на парайе, на парайе, на парапе. «Я не
могу, не могу, не могу!» Узы любви {према-бандхана) так сильны!
Итак, не получив пыль со стоп такого преми-бхакты, невозможно развить према-
бхакти. Никому не под силу понять мадху-ръя-раса-таттву, вкус супружеской
любви. Такова суть всего сказанного. Господь ставит такого преданного выше Себя
и доб-
Этот стих содержится в «Шри Гауранга-лила-смарана-мангала-стотре» (текст 77), а также в
«Шри Дашамула-шикше» (текст 3) Шрилы Бхактивиноды Тхакура.
56
дикий слон
ровольно подчиняется ему. Кришна беспрекословно делает все, что приказывает
преданный, и черпает в этом огромное наслаждение: «Пусть он повелевает Мной!»
32
Пример тому — Яшода-мата и Нанда Махараджа. Яшода Б наказание связывает
Кришну, Нан-да Махараджа приказывает своему двухлетнему сыну: «Кану,
принеси-ка мне мои деревянные туфли!» Кришна кладет их Себе на голову и несет
отцу: «Бот они, папа!» Он Сам говорит об этом Дурвасе Муни: ахам бхакта-
парадхино. «Я нахожусь во власти Своего преданного».
Пиана любви
Чтобы прославить такого преданного, Кришна незаметно следует за ним и
собирает пыль с его стоп. Что же будет с тем, кто совершит оскорбление лотосных
стоп такого вайшнава, cadxf. Шрила Прабхупада ясно пишет в своем комментарии
на этот стих (ШБ, 9.4.68):