Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 18 ------

Гоур Говинда Свами - Гуру-Даршана - Страница 18

выйти через плечо? Нет, ее можно вытащить лишь из той

же пятки. Точно так же, совершив оскорбление лотосных стоп вапшнава, вы

должны мо-

60

дикий слон

лить о прощении у него (нее). Другой вапшнав вам не поможет. Сам Верховный

Господь будет бессилен.

Не совершайте оскорблений

Шрила ГТрабхупада продолжает в комментарии на этот стих: «Преданный и шагу

не ступит без санкции Верховной Личности Бога. Как утверждается в шастрах,

вайшнавера крия мудра вигьеха на буджхая (Ч.-ч., Мадхья, 23.39). Даже великий

мудрец не в силах понять поступки вапшнавау чистого преданного. Поэтому очень

опасно критиковать чистого вайшнава. Вайшнав действует из глубоко внутренних

побуждений; любой его поступок совершенен, так как рука Верховной Личности

Бога направляет его». Здесь Прабхупада излагает мысль, содержащуюся в

«Бхагавад-гите» (10.11):

тешам эванукампартхам ахам аджнана-джам томах нашайамй атма-бхава-стхо

джнана-дипена бхасвата

«Чтобы оказать им особую милость, Я, пребывая в их сердцах, сиянием знания

рассеиваю тьму, порожденную невежеством».

Кришна находится в сердце Своего чистого преданного и управляет его

поступками. Поэтому нельзя критиковать такого преданного. Оскорбления говорят

об отсутствии бхакти. Вы не способны понять действия чистого вайшнава.

Например, Шрила Гауракишора даса Бабаджи Махараджа воспевал святые имена в

отхожем месте. Это необъяснимо с обычной точки зрения. Как может парамахамса-

вапшнав находиться в грязном, зловонном месте? Что же это за вайшнав? Разве это

садху*

Рассказывают, во времена Шрилы Бхактисиддханты Сарае-вати Тхакура жил один

вайшнав^ который покупал рыбу на базаре и сушил ее на солнце у своего порога.

Несведущие люди могут прийти в негодование: какой же это вайшнав, если он ест

вяленую рыбу? Но этим он хотел отпугнуть материалистичных людей, чтобы они

не беспокоили его при совершении бхаджаны. По той

61

ГУРУ-ДАРШАНА

35

же причине и Гауракишора даса Бабаджи жил в оскверненном месте, куда вряд ли

кому-то захотелось бы идти.

Вапшнавера крия мудра вигъеха на буджхая; как бы образован и мудр (вигьеха) ни

был человек с мирской точки зрения, ему не дано понять действия вапшнава.

Понося преданного за какие-то странные поступки, он совершает апарадху.

Какова же расплата за оскорбление?

хеш ваишнава нинда каре пей джана се-и папа духкха - джанма дживана марана

видйа-кула-mana саба бипхала тахара ваишнава ниндайе йе пе папы дурачара

пуджа о тахара Кришна на каре грахана вапшнавера нида каре йе папиштха джана

«Чайтанья-бхагавата», Антья, 4.360-362

Таковы наставления Махапрабху, данные в «Чайтанья-бхагавате». Тот, кто поносит

преданного, который дорог Кришне, совершает великое оскорбление. Кришна не

принимает поклонение от такого человека. Святое имя никогда не появится на его

языке. Жизнь за жизнью ему придется страдать в аду. Он потеряет всю свою

ученость, плоды тапасъи, садханы и все, чем он владеет.

Как я уже говорил, в рупа-шикше есть утверждение: даже очень могущественная

личность, чья бхакти-лата добралась до лотосных стоп Кришны и принесла

желанный плод кришна-пре-мы (према-пхала), лишится всего, если совершит

оскорбление ваишнава.

Даже Господь Шива

Шулапани (Шиваджи) - очень могущественная личность. Он даже может выпить

океан яда. Тем не менее, Вриндаван дас Тхакур пишет («Чайтанья-бхагавата»,

Мадхья, 22.55-56):

62

дикий слон

шулапани-сама пади ваишнавере нинде татхапиха наша папа, - кахе шастра-вринде

иха на манийа йе суджана-нинда каре джанме джанме се папиштха даива-доше

маре

Тот, кто совершает вайшнава-апарадху (неодобрительно отзывается о вайшнаве,

садху)-, - будь он даже могуществен, как Шу-лапани, - потеряет свое возвышенное

положение и погубит себя. Если он из-за невежества пренебрегает этими

наставлениями, то вынужден будет страдать в аду жизнь за жизнью - джанме,

джанме. Махапрабху предупреждает о том, какое наказание ждет оскорбителя

(«Чайтанья-бхагавата», Антья, 4.375-377):

прабху бале, ваишнава ниндапе пей джана куштха-рога кон та`ра шастийелекхана

апататах шасти кичху хаипачхе матра ара ката ачхе пама-патанара патра

чаураши-сахасра йама-йатана пратйакше пунах-пунах кари бхундже ваишнава-

ниндаке

«В писаниях сказано: тот, кто поносит вайшнава-, будет страдать от проказы, а

затем от слуг Ямараджи - 84 000 жизней». Вот что ожидает того, кто совершает

ваишнава-нинду - оскорбление вайшнава, садху. Более того, не только он, но и все

его предки {питри-пуруша) отправятся в ад. «Сканда-пурана» утверждает:

ниндам курванти йемудха ваишнаванам махатманам патанти питрибхих сардхам

маха-payрава-самджните ханты ниндати ваи двешти ваишнаван набхинандати

36

крудхйате йати но харшам даршане патанани шат

«Существует шесть видов вайшнава-апарадх: (1) убить ваишнава - самый тяжелый

грех; (2) оскорбительно отзываться о вайшнаве; (3) увидев вайшнава, не

поклониться ему; (4) гневаться

63

ГУРУ-ДАРШАНА

на вайшнава {кродха каре); (5) не испытывать радости при виде вапшнава; (6)

двешти - осуждать вайшнава в уме». Вы можете ничего не говорить вслух, но если

в уме пренебрежительно относитесь к преданному» это тоже оскорбление.

«Сканда-пурана» предупреждает, что за эти грехи в ад отправится и сам

оскорбитель, и его предки: патанти питрибхих сардхам маха-раурава-самджните

(цитируется в «Хари-бхакти-виласе», 10.311-312).

Даже слушать - оскорбление

Шрила Джива Госвами пишет в «Бхакти-сандарбхе»

(265.19), что даже слушать оскорбления вайшнава- апарадха; вайшнава нинда

шраване `пи доша уктах. В «Бхагаватам» (10.74.40) утверждается:

ниндам бхагаватах шринвамс пхат-парасйа джанасйа ва тато напаити пах со `пи

йатй адхах сукритач чйутах

«Тот, кто незамедлительно не покинет место, где оскорбляют

Навигация:

Страница 20
Страница 19
-- Страница 18 --
Страница 17
Страница 16