духовную силу от садху> вы победите майю и полностью
предадитесь Кришне. Таким образом, нужно быть очень осторожным на начальном
уровне бхад-жаны, ступени вайдхи. Избегайте асат-санги - общения со сгпри
(женщинами) и стри-санги (мужчинами, которые привязаны к женщинам). Вы
можете услышать от них оскорбления вайшнавов и тем самым откроете себе дверь
в темнейший из адов, тамо-два-ру. Садху-санга открывает перед вами врата в
духовную обитель, в то время как телесные привязанности тянут вас на самое дно.
Материальный мир сравнивают с океаном, синдху. В океане плавают опасные
хищники: крокодилы, акулы и тимингилы, которые могут проглотить кита. Кит -
гигантское животное, больше слона, но есть существа еще более внушительных
размеров, пожирающие китов. Это тимингилы. Точно так же в этом океане
материального мира плавают крокодилы, киты и тимингилы. Кто они? Это наши
телесные привязанности к жене, детям, друзьям, родственникам и знакомым. Они
всегда готовы проглотить
68
дикий слон
нас! Поэтому Шрила Джагадананда Пандит пишет в «Према-ви-варте» (1.6.13):
садху-санге кришна-нама - эй матра чаи самсара джините ара кона Насту паи
«Все, о чем я прошу> - это возможность воспевать святое имя Господа в кругу
чистых преданных. Это лучший и единственный способ освободиться от
невежества».
Если вы хотите выбраться из этого опасного океана, кишащего хищниками, вам
необходима садху-санга. Садху-санга криш-накатха: каждый день общайтесь с
садху-вайшнавами ~ близкими спутниками Кришны и Махапрабху - и слушайте
кришна-катху из их уст. Таков метод. Иного пути нет.
Вопросы
1-й преданный: Иногда преданные думают или говорят: «Этот преданный - не
39
настоящий вапшнав, это неофит, поэтому нет никакой опасности, если я
пренебрежительно отношусь к нему». Гоур Говинда Свами: Не слушайте подобные
разговоры. 2-й преданный: Но очень трудно избежать слушания таких разговоров.
Гоур Говинда Свами: А вы думаете, так легко обрести Кришну? Это и легко, и в то
же время трудно. Бы думаете, что можно заниматься ерундой и обрести Кришну?
Это миф! 1-й преданный: Итак, каждый может оказаться вайшнавом7 Гоур Говинда
Свами: Джива - это вайшнав Дживера `сварупа` хапа кришнера `нитья-daca:
истинная природа {сварупа) дживы -быть вайшнавом. Но мы не видим этого из-за
своей слепоты. Отказываемся видеть из-за своего падшего положения. Мы не
видим сварупу, потому что увлечены внешним, телом и скверной. Мы слепы. Но
каждая джива - слуга Кришны: дживера `сварупа` хапа кришнера `нитъя-даса`.
Таково учение Махапрабху. Истинный садху, парамахамса> оказывает почтение
всем. Амани манада: не ожидай почтения к себе, но оказывай почтение всем и
каждо-
69
ГУРУ-ДАРШАНА
му. Садху почтителен даже к муравью, потому что видит его как дживу. Знайте:
прежде чем вы успели поклониться садху, он уже поклонился вам в уме. Для
практических целей у нас есть определенный этикет. Но садху почитает всех и
каждого, даже муравья, поскольку видит в нем душу.
Нужно быть очень осторожным и думать: «Бее вокруг -вапшнавы, кроме меня. Я не
вайшнав».
тринад ami суничена тарор ива сахишнуна станина мана-дена киртанийах сада
харих
«Святые имена Господа следует повторять в смиренном состоянии ума, считая себя
ниже соломы, что валяется на улице. Нужно стать терпеливее дерева, полностью
освободиться от гордыни и всегда быть готовым оказать почтение другим. Только в
таком состоянии ума можно повторять святое имя Господа
постоянно» («Шикшаштака», 3).
Такова суть учения Махапрабху. Нужно считать всех выше себя, а себя - ниже всех.
Тот, кто развил кришна-прему, думает:
премера свабхава - пахан премера самбандха сей мане, - `кришне мора нахи према-
гандха`
«Если в ком-то пробудилась любовь к Кришне, то для него естественно думать, что
у него нет и капли этой любви» («Чайта-нья-чаритамрита», Антья, 20.28).
Такой преданный думает: «У меня нет и капли премы. Я низкий и падший; я
негодяй и глупец. Я так и не развил премы». Например, Кавираджа Госвами
говорит: уттама хана апанаке мане тринадхаыа («Чайтанья-чаритамрита», Антья,
20.22). Хотя его положение очень возвышенно, он считает себя ниже соломы на
земле: «Я - адхама, падший из падших». Это признак тринад апи суничена.
Даже крупица гордости, высокомерия и ложного эго погубит вас, поскольку
следствием ее будут апарадхи. Это то, о чем нас предупреждает Махапрабху.
Гордость - корень зла. Кришна говорит в «Бхагавад-гите» (16.4):
70
ДИКИЙ СЛОН
дамбхо дарпо `бхиманаш на кродхах парушйам эва на аджнанам чабхиджатаспа
40
партха сампадам асурим
«Гордость, высокомерие, тщеславие, гнев, грубость и невежество - эти качества
присущи тем, кто обладает демонической природой, о сын Притхи».
Вайшнав- очень возвышенная душа, но он необыкновенно смиренен. Тринад апи
суничена - смиреннее травинки, лежащей на улице. Тот, кто не обладает таким
смирением, будет вынужден совершать оскорбления.
Нароттама дас Тхакур поет в «Прартхане» (46.1):
ки-pyne паибо сева муи дурачара шри-гуру-ваишнаве рати на хайло амара
Мы должны постоянно размышлять: «Как я могу служить Кришне, если я не
развил любви и привязанности к лотосным стопам Шри Гуру и вайшнавам7 Я
страшный негодяй; у меня столько ненависти в сердце. Как же я обрету это
служение?»
аЬоша-дараши-прабху патита уддхара эи-бара нароттаме караха нистара
«О мой господин, о освободитель грешников и падших!