прими мои сердечные благословения».
44
По милости гурудевы Упаманью обрел чистое кришна-бхак-ти. Ему открылись все
истины и тайны ведического знания. Об этом говорится в стихе:
мукам кароти вачалам пангум лангхаяте гирим йат крипа там ахам банде шри-
гурум дина-таранам
Такова гуру-крипа. Милость гуру настолько могущественна, что обладатель ее,
даже будучи немым от рождения, сможет произносить изысканные речи о
ведической философии и, даже будучи калекой, сможет переходить горные кручи.
Неведомая сила вольется в него. Эта сила - гуру-крипа.
Старайтесь развивать такое отношение к миру: все, что во-фуг вас, принадлежит
гуру и Гауранге. Нужно думать так: «Мне »то не принадлежит. Это собственность
гуруи Гауранги. Они име->т право наслаждаться; я - нет. Я просто их слуга. Все
нужно ис-юльзовать лишь для служения им. Служение - моя вечная дхар-Ш.
Наслаждения - не моя дхарма».
77
ГУРУ-ДАРШАНА
Каким бы трудным для исполнения ни был приказ гуру, истинный ученик - сат-
шишъя- выполнит его беспрекословно. Если потребуется отдать жизнь, он
пожертвует ею ради служения гуру, потому что знает: «Какой прок от моей жизни,
если я не могу посвятить ее гуру и Гауранге? Моя вечная природа - служение;
зачем мне жить, если у меня нет возможности служить?» Без севы ученик мертв!
Глава 8
Попытайтесь понять суть
Речь, произнесенная в ответ на подношения учеников к 65-летнему юбилею, 1994
год
В
течение двух дней вы возносили мне молитвы, читали мне свои послания. Вы
прославляли меня, но знайте, что я - самый падший и отверженный всеми
навозный червь/ Невольно вы подсказали мне, как я смогу обрести те
замечательные качества, о которых вы говорили. Сложив ладони и склонив голову,
я возношу вам молитвы.
Сегодня мы получили возможность от всего сердца принести поклоны ачаръя-
гуру-варге - лотосным стопам предыдущих ачаръев. Но что я могу предложить им?
Я не гуру. Я - лагху.** Как лагху может увидеть гуру? Гуру и лагху
противоположны друг другу. Я пытаюсь в меру своих сил служить лотосным
стопам своего почитаемого духовного учителя, Шрилы Прабхупады, тем, что я
получил от него. В этом моя единственная заслуга. Поэтому я всегда нуждаюсь в
вашей любви, заботе и помощи. Иначе я не смогу выполнять свое служение.
Иногда я не знаю, как правильно выразить свои мысли в словах, но все вы -
великие души, и понимаете, что я хочу сказать.
Многие сомневаются в своем гурупада-падме. Но если вы
Шрила Гоур Говинда Махараджа проявляет здесь смирение вапшнава, следуя по стопам
Шрилы Кришнадасы Кавираджи Госвами, который считал себя ниже навозного червя и
греховнее, чем Джагай и Мадхай (Ч.-ч., Ади, 5.205). (Прим. ред.)
Гуру на санскрите означает «тяжелый», то есть обладающий духовным знанием, в то время
45
как лагху- «легкий», лишенный знания. (Прим. ред.)
ГУРУ-ДАРШАНА
сомневаетесь, то не сможете духовно развиваться. В «Бхагавад-гите» (4.40)
Кришна говорит: самшаятма винашьяти. «Сомневающийся погибнет». В бхакти
нет места сомнениям и критике. В ней есть только севъя-севака, отношения слуги и
господина. Гуру осознает себя вечным слугой Кришны. Дживера `сварупа` хайа -
кришнера `нитья-Ьаса`. «Сварупа, или вечная природа дживы, - бхакти, любовное
служение Кришне». Джива - вечный слуга Кришны. Таково видение гуру. Для него
все живые существа - слуги Кришны. Гуру смотрит не материальными глазами.
Именно поэтому он - гуру. Через него мы обретаем Бхагавана Кришну. Гуру
говорит: тринаЬ апи суничена. Гуру очень смиренен. Он не думает про себя: «Я -
великий гуру. Ты не знаешь, кто я на самом деле, Я - великий ачарья». Тот, кто
думает так, поражен гордостью - дамбхой. Дамбха - качество демона. Вапшнав-,
cadxy-гуру свободен от демонических качеств, он обладает только божественными
качествами. Истинный гуру- тринад апи суничена. Он думает про себя: «Я самый
падший. Нет никого более падшего, чем я». Гуру смиреннее травинки. Таков склад
его ума. Если кто-то считает себя гуру, он не гуру, а гору- четвероногое животное,
бык.
Продолжать миссию гуру
«Я - пылинка у стоп моего гуру. Я не имею качеств, чтобы быть гуру». Таков
абхиман (умонастроение) настоящего ученика.
У меня нет никакого желания самому становиться гуру. Когда я уходил из дома, у
меня не было такого желания. Я даже не мог подумать об этом. Но мой гуру сказал
мне: «Принимай учеников и учи их. Ты должен иметь в распоряжении своих
людей. Иначе как ты сможешь воплотить в жизнь свой план?» Он говорил мне это
много раз. Я отвечал ему: «Дорогой Шрила Прабхупада, я не желаю быть головой.
Я хочу быть хвостом». Но он написал мне несколько писем, в которых настаивал:
«Этот проект будет осуществлен под твоим руководством». Мой гуру хотел, чтобы
я стал гуру и принимал учеников.
80
ПОПЫТАЙТЕСЬ ПОНЯТЬ СУТЬ
Принимать учеников означает подвергать себя большой шасности. Очень
большой опасности. Поймите, я нахожусь в очень опасном положении. Днем я
не могу есть. Ночью я не могу спать. Нигде вы не найдете человека более
беспокойного, чем я. Поэтому сегодня с молитвенно сложенными руками я
прошу вас: «Пожалуйста, защитите меня!» Это моя