ча тат-пада-сароджа-саурабхе
шримат-туласйа расанам тад-арпите
падау харех кшетра-паданусарпане
широ хршикеша -падабхивандане
камам ча дасйе на ту кама-катйайа
йатхоттамашлока -джанашрайа ратих
ПЕРЕВОД
Махараджа Амбариша всегда занимал свой ум медитацией на лотосные стопы Кришны, свою речь - прославлением Господа, свои руки- уборкой храма Господа, свои уши - речами, произнесенными Самим Кришной, и рассказами о Нем. Он занимал свои глаза, созерцая мурти Кришны, Его храмы и святые дхамы, такие как Матхура и Врин-даван. Чувство осязания он занимал, прикасаясь к преданным Господа, чувство обоняния - вдыхая аромат листьев туласи, предложенных Господу, а язык - вкушая прасад Господа. Он занимал свои ноги, совершая паломничества по святым местам и храмам Господа, голову- принося поклоны Господу, и все свои желания он занимал в служении Господу и днем и ночью. Конечно, Махараджа Амбариша никогда не желал ничего для удовлетворения своих чувств. Он занимал все свои чувства в преданном служении, выполняя различные виды деятельности, связанные с Господом. Вот каков способ усилить привязанность к Господу и полностью освободиться от материальных желаний.
Лекция Его Святейшества Гоур Говинды Свами Махараджи по комментарию Бхактиведанты
Здесь мы узнаем, что Махараджа Амбариша всегда, днем и ночью, двадцать четыре часа в сутки был занят любовным служением Господу. Ачйута-сат-катходайе, хршикеша-падабхивандане. Хршикена хршикеша-севанам бхактир униате: бхакти означает вовлекать чувства в служение повелителю чувств, Кришне, которого называют также Хриши-кешей и Ачьютой.
Во-первых, преданное служение нужно выполнять под руководством преданного - или непосредственно Верховной Божественной Личности. Но возможно ли заниматься преданным служением под личным руководством Господа? Арджуна получил наставления от Самого Кришны, потому что он очень дорог Господу и является Его вечным спутником. Но мы не можем получить наставления таким же образом, потому что мы не находимся на уровне Арджуны, - и, следовательно, не должны подражать, ему. Нам необходимо принять прибежище гуру, того, кто очень дорог Кришне и Гауранге Махапрабху, того, кто день и ночь, двадцать четыре часа в сутки с любовью выполняет служение Господу. Он авторитетный представитель Кришны, пришедший, чтобы дать Его нам. Это единственная цель пребывания таких садху-гуру в материальном мире. Они не принадлежат этому миру- они принадлежат обители Кришны.
Объект любви
никунджа-йуно рати-кели-сиддхйаи
йа йалибхир йуктир апекшанийа
татрати-дакшйад ати-валлабхасйа
ванде гурох шри-чаранаравиндам
(Шри Шри Гурваштака, 6)
Это гуру-таттва. Гуру является према-бхактой, достигшим кришна-премы, он - близкий спутник Кришны. Он - радха-прийа-сакхй, близкая подруга Шримати Радхарани, искусно устраивающая встречи Радхи и Кришны в кунджах Враджа. Никунджа-йунорати-кели-сиддхйаи - он очень искусен, сиддха. Сиддха означает, что он знает это искусство в совершенстве. Радха-прийа-сакхи - вот гуру-таттва. Иначе никто не сможет научить вас с любовью служить Кришне, према-майа-сева. Кришна-объект любви, притир-вишайя, и не обладая прити, или любовью, невозможно получить Кришну.
Только тот, кто развил такую любовь, постоянно удерживает Кришну в своем сердце, и кто всегда с любовью служит Ему, может дать вам Кришну.
кршна ее томара, кршна дите паро,
томара шакати ачхе
ами то` кангала, `кршна` `кршна` боли`
дхаи тава паче паче
(«Шаранагати», Бхаджана-лаласа, 7, Бхактивинода Тхакур)
«О Вайшнава Тхакура, Кришна принадлежит тебе, потому что ты связал Его в своем сердце веревкой любви».
Кришну можно связать только веревкой любви, и никаким иным способом. Ты - преми-бхакта и
томара хрдое сада говинда-вишрам
говинда кохена-мора вайшнава паран
(«Прартхана», Вайшнаве Вигьяпти, Нароттама даса Тхакур)
Нароттама даса Тхакур поет: «О Вайшнава Тхакура, Кришна обитает в твоем сердце и испытывает блаженство, отдыхая в нем, потому что твое сердце - Вриндаван, хрдойа-врндавана. Твое сердце наполнено любовью к Кришне, и оно-лучшее место, где Кришна отдыхает с таким блаженством».
И это взаимное чувство. И вновь, в Девятой Песни «Шримад-Бхагаватам» (9.4.63) Кришна говорит: садхаво хрдайам махйам садху нам хрдайам те ахам.
«Такие садху, преми-бхакты, также всегда пребывают в Моем сердце, как и Я - в их сердцах». Это взаимно. Подобно тому, как Кришна в блаженстве пребывает в сердце такого садху, так же и садху - в сердце Кришны. Говинда кохена-мора вайшнава паран. Кришна говорит: «Такие садху-вайшнавы-Мое сердце и Моя душа». И садху говорят: «Кришна - мое сердце и моя душа».
Это взаимное чувство, но в этом материальном мире обусловленные души забыли Кришну. Они утратили кришна-таттва-гьяну, и поэтому не знают о Нем.
Осознайте и узрите Абсолютную Истину, Кришну
Цель этой, столь редкой человеческой формы жизни - осознать Кришну.
джанма карма ча ме дивйам
эвам йо ветти таттватах
тйактва дехам пунар джанма
наити мам эти со `рджуна
Это сказано в «Бхагавад-гите», сошедшей непосредственно с уст Кришны. Это кришна-катха, и ей надо внимать. «Мое рождение и Моя деятельность не материальны, а имеют трансцендентную природу, и для того, кто осознал данную таттву, воистину, это его рождение в материальном мире - последнее. Оставив это тело, такая личность, несомненно, придет ко Мне. Он никогда не упадет и не родится вновь в материальном мире» («Бха-гавад-гита», 4.9)
Осознать Кришну в таттве - цель человеческой жизни. Но как может обусловленная душа сделать это, не приняв прибежища и не слушая наставлений истинного гуру, таттва-ветты, того, кто воистину осознал Кришну?
парипрашнена севайа
упадекшйанти те гйанам
гйанинас таттва-даршинах
(«Бхагавад-гита», 4.34)
И еще: тад-вигйанартхам са гурум эвабхигаччхет, самит-паних шротрийам брахма-ништхам («Мундака Упанишад», 1.2.12). Тот, кто серьезно думает: «Я должен осознать Кришну - цель моей жизни, иначе я никогда не достигну совершенства в человеческой форме