Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 16 ------

Гоур Говинда Свами - Вершина бхакти - Страница 16

и о противоположностях, сочетающихся в каждой из них. Теперь речь пойдет о радха-преме. Это лекция из «аспирантского» курса -для людей очень высокого уровня.

Радха-према - это вибху васту, гуру-васту. это Высший Гуру. Радха-према - это Высший Гуру. Она не имеет начала и безгранична, анади. Ее невозможно ни с чем сравнить.

Как вы думаете, может ли увеличиваться то, что не имеет пределов и безгранично? Оно беспредельно - как же оно может возрастать? Если есть пределы, за которые оно может выйти, возрастая, значит, оно может увеличиваться. У радха-премы нет пределов: она безгранична, - но она увеличивается. Разве вы можете постичь это? Она все возрастает и возрастает, нитья-вардхана. Это часть уджджвала-ниламани, но мы пропустим ее, поскольку в данный момент нам важна другая тема. Есть четыре типа вирахи и четыре типамиланы, чатур-видха вираха чатур-видха милана. Это уджджвала-ниламани, но мы поговорим о ней в другой раз: в «аспирантской» программе так много тем для изучения. Вираха, разлука, - это высший уровень премы, потому что удовольствие, ананда, которое вы ощущаете в сердце, невозможно описать. Вираха означает, что внешне вы разлучены, но внутренне - вместе. В сердце вы едины. Внешне Кришны нет рядом, но внутренне - Он в вашем сердце. Это внутреннее единение, вираха.

С незапамятных времен, анади кала, радха-према непрестанно возрастает, хотя она беспредельна.

Так написал Рупапада, и его комментарий таков, что, хотя радха-према - вибху, высшая беспредельная, она непрестанно возрастает. Радха-према - это гуру, первый в цепи ученической преемственности. Радха-према - это высший уровень.

Мы говорим: кршна ванде джагат-гуру - «Кришна - Гуру всей вселенной». Но Сам джагат-гуру говорит: `радхикара-према-гуру, ами-шишйа-ната («Чайтанья-чаритамрита», Ади, 4.124). Кришна, Сам джагат-гуру, говорит: «Радхарани - Мой Духовный Учитель, а Я - Ее ученик». Сам Гуру всей вселенной говорит: «Радха-према - Мой Гуру. Я - Ее ученик». Таким образом, гуру-парампара идет oт радха-премы. Радха-према - Гуру Кришны. Во главе нашей цепи ученической преемственности - Кришна, но эта цепь према-таттвы начинается с радха-премы, потому что радха-према - Духовный Учитель Кришны. Так сказал Кришна. Кршна ванде джагат-гуру.

Она чиста и беспримесна, вишуддха сунирмала, но ее движение неровно. Радха-према - Гуру высшего уровня в гуру-парампаре. Гуру васту нахи сунишчита («Чайтанья-чаритамрита», Ади, 4.129). Радха-према стала Духовным Учителем Кришны. Джагат-гуру, Кришна, - ученик радха-премы. Иначе желание Кришны не может исполниться. Он не сможет утолить Свое сильнейшее желание постичь радха-прему, если не станет ее учеником.

Лишенный гордости и исполненный смирения

Радха-према - это Гуру. Гуру означает «строгий», «суровый», но радха-према в то же время совершенно иная. Она сурова, но лишена всякой гордости и очень смиренна, даинья. Это удивительнейшее свойство радха-премы. Радхарани всегда говорит: «Я не обладаю и толикой кришна-премы». Как же такое может быть? Она, Гуру Кришны, говорит такое: дина хата багани - «Я самая падшая». Кавираджа Госвами пишет: дуре суддха према бандха, каната премера бандха, сехо мора нахи кршна пайо…

Так говорит Радхарани: «Я не обладаю и толикой кришна-премы. Я совсем не обладаю ей. Я так бедна, потому что лишена кришна-према дханы. Каков смысл Моей жизни? Если Я лишена према-дханы, Моя жизнь не имеет никакой ценности. Дживера вьяртха, Моя жизнь абсолютно бесполезна. Я не обладаю кришна-премой. Она недоступна для Меня». Посмотрите - сколько смирения. Таков истинный гуру: суровый, но начисто лишенный гордости. Он очень смиренен. «Каната премера бандха, Я не обладаю даже капата-премой, притворной премой, не говоря уже о чистой преме». Вот что говорит Радхарани: «Я не могу наслаждаться прекрасной формой Кришны, Его играми и качествами с помощью Своих чувств, поэтому все Мои чувства и Мое тело бесполезны. Мое тело подобно камню или засохшему бревну. Мне так тяжело оттого, что Я не могу наслаждаться кришна-премой, и поэтому все не имеет смысла». И это говорит Радхарани, Верховный Гуру кришна-премы. Она говорит это с глубокой печалью - ни тени высокомерия, ни капли гордости. Она безгранично смиренна.

Яд и нектар

Теперь - о двух противоположностях. В радха-преме соединены виша и амрита, яд и нектар. Вы можете представить смесь нектара с ядом? Радха-преме присуща виша-амритар-милана. Близость, милана, сладостна, милананда мадху. Но боль разлуки невыносима и сжигает, подобно яду. Здесь проявляются обе противоположности: и яд, и нектар. Такая невыносимая боль разлуки, которая сжигает, подобно яду. Но это только внешняя боль, внутри же - величайшее наслаждение, - вот две противоположности. Это адбхута, удивительное свойство кришна-премы. Наслаждаться ей - это как жевать очень горячий сахарный тростник: весь рот обожжен, но тростник такой сладкий, что невозможно остановиться. Две противоположности: этот горячий сахарный тростник обжигает вам рот, но вы не хотите его выплюнуть, хотя он причиняет вам боль. Только тот, кто насладился этой премой, поймет, что это такое.

Необходимо изучать две пьесы, написанные Рупой Госвами, - «Видагдха-мадхава» и «Лалита-мадхава». Они очень возвышенные, и надо находиться на очень высоком уровне, чтобы читать их. Рупа Госвами записал слова Пурнамаси: «Ах, Сундари, према, направленная на Нанданандану, сына Нанды Махараджи, Кришну, такова, что если удачливая джива разовьет ее в своем сердце, значит, она постигла прему и знает, каково это

Навигация:

Страница 18
Страница 17
-- Страница 16 --
Страница 15
Страница 14