и сокровенная таттва. Нарахари Шаркара сказал:
чайтанйа бхакти-наипунйа
кршнас ту бхагаван швайам
тайо пракаша декатра
кршна -чайтанйа учйате
Чайтанья - это Кришна, а Кришна - это Чайтанья, Они неотличны друг от друга. Но Чайтанья обладает еще и бхакти-наипуньей.
Когда Кришна приходит в материальный мир в умонастроении бхакты, Он - Чайтанья. Без этого умонастроения Он - Кришна. Таким образом, Чайтанья означает чайтанья бхакти-наипунья.
Кришна - Абсолютная Истина, адвайя-гьяна-таттва, Высшая Истина, парама-таттва. Чайтанья тоже адвайя-таттва, но Он обладает еще и бхакти-наипуньей, према-бхакти, - высшим проявлением бхакти. Если к Кришне добавить према-бхакти., это будет Господь Чайтанья. Вот почему Шачинандана Гауранга - Высшая Абсолютная Истина, парама таттва, Бхагаван, наделенный бхакти-наипунъей. Таков Гауранга, и в Его форме соединены випра-ламбха и самбхога. Соединение этих двух противоположностей и есть Гауранга, и это бхакти-наипунъя, высшее проявление бхакти.
Трансцендентный noтoк
Итак, садхья, итог, - это према, бхакти-наипунья, а значит - према-бхакти. Если к Кришне прибавить према-бхакти, это будет Гауранга - и только так. В форме Гауры соединены две противоположности, випраламбха и самбхога. Вируддхита, сочетание двух противоположностей. Такое возможно, только когда Радха и Кришна приходят в материальный мир в одном теле - теле Гауранги. Никогда и нигде больше невозможно найти это сочетание. Разве во Враджа-лиле эти противоположности смешаны? Нет, там это невозможно, потому что Радха и Кришна в разных телах. Поток этой лилы во Врадже подобен потоку реки. Подобно тому, как у реки два берега, и у потока Враджа-лилы два берега, випраламбха и самбхога. Берег единения, близости, и берег разлуки. Попытайтесь понять это. На берегу единения Радха и Кришна вместе наслаждаются нектаром близости. На берегу разлуки Радха и Кришна вместе наслаждаются нектаром разлуки. В «Уджджвала-ниламани» сказано, что наслаждение нектаром разлуки, вихара-раса, бывает четырех видов. Пурва-рага, мана, према-вайччхитья и праваса - это особенные слова. Вслушайтесь в них. Когда вы будете читать или слушать «Уджджвала-ниламани», вы увидите, как подробно Рупапада объясняет каждое из них. На берегу единения тоже существуют четыре типа наслаждения: самкшипа, санкирна, сампанъя и самриддхимана. «Чайтанья-чаритамрита» предназначена для высшего уровня, поэтому мы затронем многое: «Уджджвала-ниламани», «Видагдха-мадхава», «Бхакти-расам-рита-синдху», - мы коснемся всех этих книг.
Итак, самкшипа, санкирна, сампанья и самриддхимана - на берегу единения, и они связаны с другим берегом. Самкшипа - наслаждение, испытываемое после первого типа вираха-таттвы, пурва-раги. Сначала вираха, потом - милана, самбхога. Так же санкирна следует за мана-вирахой, сампанья - за према-вайччхита-вирахой, а самриддхимана -за праваса-вирахой. Я рассказываю это, чтобы вы имели представление о четырех видах наслаждения на каждом берегу. Это две противоположности, самбхога и випраламбха, единение и разлука. И обе они необходимы, иначе не будет потока этих трансцендентных сокровенных игр. Эти противоположности всегда существуют, и они необходимы, потому что если их не будет, не будет и потока - не будет движения.
Две противоположности, слитые воедино
Вы можете ходить, потому что у вас есть две ноги, правая и левая, так же и птица может летать, потому что у нее два крыла. Подобно этому, у потока Враджа-лилы два берега - самбхога и випраламбха.
На берегу самбхоги царит сукха, счастье. Единение подразумевает счастье. А на берегу випраламбхи, вирахи, - нестерпимая палящая боль разлуки и вилапа, слезы. И эти раздельные ощущения вечно существуют во Врадже. Они отделены друг от друга, они - два берега. Но в Навадвипа-лиле, в Гаура-лиле, эти два ощущения слиты воедино - единение и разлука, потому что Сам Гауранга - это Радха и Кришна вместе, в одном теле, но Он испытывает випраламбха-бхаву, острую боль разлуки с Кришной. Две противоположности слиты воедино, такова таттва.
Ашрая и вишая. Кришна - вишайя, а Радхарани - ашрайя во Врадже. Они извечно вишая и ашрая, и поэтому поток этой лилы струится. Но в Гауранге вишая и ашрая слиты воедино. Две противоположности, единение и разлука, слиты воедино, и это таттва. В единой форме, экади карана, две противоположности вместе - это абичинтья, непостижимо. Мы не можем понять этого.
Враджа-виласа
Во Врадже разлука и единение всегда раздельны и никогда не сливаются воедино. Но в Гаура-лиле эти две противоположности всегда вместе. Это удивительная загадка. Но Рупапада говорит:
«Во Враджа-виласе эти два противоположных ощущения не всегда отдельны. Они проявляются одновременно, но не всегда и не везде. В особых случаях и на считанные мгновенья они проявляются вместе».
Так сказал Рупапада, и возвышенные преданные пьют этот нектар. Рупа Госвами описал это в «Видагдха-мадхаве» и «Лалита-мадхаве». Это према-ваиччхитья, чувство разлуки в единении. Если в единении возникает ощущение разлуки - это према-вайччхитья, и према-вайччхитья описана в «Видагдха-мадхаве» и «Ла-лита-мадхаве». Эти две противоположности, единение и ощущение разлуки, сливаются на миг.
Шмель
Я расскажу одну историю из «Видагдха-мадхавы».
Радха и Кришна играли на берегу Ямуны. Пришла Вринда-деви и дала Кришне два лотоса, чтобы Он украсил ими голову Радхарани. Кришна с радостью взял их и хотел украсить лицо Радхарани, но оказалось, что пундарика коше чанчорика вартате.
Это язык Рупапады, язык «Видагдха-мадхавы». В лепестках лотоса оказался черный шмель. Когда Кришна собирался воткнуть этот цветок в волосы Радхарани, Она заметила шмеля и сказала: «А ну-ка, шмель, улетай отсюда!»
Шмель выбрался из цветка и, приняв лицо Радхарани за