Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 219 ------

Махабхарата-татпарйа-нирнайа, часть 1 - Страница 219

возник Варуна, бог морей (13-я группа богов). А из его ноздрей появились оба Ашвина, управители обоняния (18-я группа богов).

Далее появились четверо Кумаров, Маричи (абхимани элемента воздуха из 19-й группы богов) и все прочие полубоги в нисходящем порядке их старшинства. Затем родились ао/ры-демоны, различные мудрецы-риши и, в конце концов, люди. Так мир, исполненный всяческого разнообразия, возник от Брахмы.

39-31 В описанной здесь последовательности все старшие личности являются более развитыми духовно, нежели младшие, не беря в расчет только демонов.

Важно отметить, что великие личности, перевоплощаясь позже в новых телах, порой являют некоторые внешние признаки духовной деградации, но даже в таких случаях они вовсе не утрачивают своего первозданно-высокого духовного статуса. В подобных обстоятельствах их достоинства всего лишь становятся скрытыми на время, вследствие либо дурной кармы, либо ущербной наследственности, доставшейся им от новых родителей.

32-33 Старшие среди богов рождаются раньше, но живут дольше рожденных после них менее значимых личностей. Однако полное уничтожение мира — лайя периодически наступает для всех джив, и во время него Господь Хари вместе с Его супругой Шри Лакшми возлежат в полном уединении, испытывая несказанно глубочайшее блаженство внутри Самих Себя.

Господь имеет неисчислимые головы, лики, руки, стопы и другие телесные члены; Он распространяет Себя в бесчисленные формы! Его могущество абсолютно безгранично! Посредством Своего трансцендентного тела Он извечно переживает полноту несказанного счастья, проистекающего из Его же личных достоинств!

Примечание: В данном стихе Мадхвачарья кратко характеризует уничтожение мира — пралайю, на что было специально указано в названии нашей главы. Полное уничтожение случается каждую ночь Господа Нараяны, и длится оно до тех пор, пока Он возлежит в блаженном трансе, именуемом йога-нидра.

Тот факт, что Господь в течение Вселенской Ночи черпает блаженство в обществе Своей супруги, в некотором смысле может подвергнуть сомнению самодостаточность переживания Им счастья. Однако устранить подобное сомнение помогает откровение из «Падартха-сан-грахи», книги Рагхавендры Тиртхи, в которой он пишет: «Во время сна, йога-нидры, Господь принимает форму очаровательного младенца, который беззаботно дремлет на листке дерева Баньян, плавающего по просторам океана, возникшего из первозданной энергии Пракрити. В то время супруга Шри-деви ради служения Господу как раз принимает форму указанного листка Баньяна». — Вполне очевидно, что Господь, спящий подобно младенцу, пребывает абсолютно вне потребности общения с противоположным полом.

36-35 В том же самом порядке, каковой был описан выше, Господь вновь и вновь созидает мироздание, и у данного вечного процесса нет ни начала, ни конца. Такими же вечными являются все души — дживы, материя — пракрити, и даже время — кала. Что уж говорить о незыблемом вечном бытии Самого Верховного Господа!

Подобно тому, как реки, зарождаясь из испарений, возникающих на поверхности океана (и доставляемых на сушу облаками), вечно несут свои воды обратно к океану, таким же образом и всё сущее, беря исток у Господа Хари, в конце концов, неизменно обретает успокоение лишь в Нем одном!

36-37 Когда искренние искатели Истины познают беспредельное могущество Верховного Господа, все их грехи по Его милости сгорают дотла, и в результате они очень быстро достигают Его, справедливого властелина суров.

Погруженный в Свои трансцендентные игры Господь помещает подле Себя обретших совершенство богов и другие достойные души, а на освобождающиеся вследствие этого посты

Философская часть - глава третья

вселенских властителей возводит новых достойных кандидатов, по своему духовному предопределению относящихся к соответствующим группам божественных душ.

Зв Впоследствии творение продолжилось следующим образом. Боги приняли ещё одно рождение от Адити, жены прародителя Кашьяпы (сына мудреца Маричи), а демоны родились от другой его жены — Дити. Женами Кашьяпы стали многочисленные дочери прародителя Дакши, и от них получили рождение самые разнообразные живые существа — коровы и иные животные, птицы, змеи и прочие насельники вселенной.

Примечание: Здесь описывается новый виток вселенского творения Анусарга. У прародителя Дакши имелось шестьдесят дочерей, и тринадцать из них стали женами мудреца Кашьяпы. Имена их суть таковы: Адити, Дити, Дану, Кхаша, Аришта, Муни, Сурабхи, Тамра, Кродха-ваша, Вината, Кадру, Сураса и Ила.

Двенадцать богов, сыновей Адити, представлены следующим списком: Вивасван, Арьяма, Пуша, Твашта, Савита, Бхага, Дхата, Видхата (который также известен как Амша, Амшуман или Парджанья), Варуна, Митра, Шакра (Индра) и Урукрама (Господь Вамана).

Дити родила только двух демонов: Хираньякшу и Хираньяка-шипу. Дану же родила шестьдесят одного сына-демона, среди которых числятся — Вирочана, Бали, Бана и прочие. Кхаша стала матерью династии якшей и ракшасов. Аришта породила небесных певцов, гандхарвов, а жена Кашьяпы по имени «Муни» — небесных куртизанок, апсар.

Появление на свет полубогов абхимани-дэватов, управителей различных форм животной жизни, положило начало возникновению животного мира. От жены Кашьяпы по имени «Сурабхи» родились полубоги-абхимани, ставшие прародителями коров и других парнокопытных. От Тамры родились прародители лошадей. От Кродхаваши родились полубоги, ставшие прародителями когтистых животных с пятипалыми лапами. От Тамры и Винаты родились к тому же предки птиц, главным из которых является Гаруда. От Кадру возникли предки змей, имеющих клобуки на своих головах, а от Сурасы все прочие змеи. Наконец, Ила породила полубогов неподвижных живых существ,

таких как разнообразные растения.

Таким образом, Мадхвачарья кратко описал процесс созидания

мира Богом.

о-

<Прадурб^ава> - рассказ о явления^ Господа в материальный мир

39 Однажды нетленный