Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 218 ------

Махабхарата-татпарйа-нирнайа, часть 1 - Страница 218

включающее в себя много стадий и временных циклов творение, происходящее внутри вселенской сферы, носит одно общее название — «Анусарга». В этом созидании видная роль возлагается именно на Брахму, а также иных прародителей мира.

25-26 В то время все полубоги обрели рождение в различных частях вселенского тела Брахмы. Они не знали, кто из них старший и потому, желая прояснить данную истину, по совету самого Брахмы, в качестве своеобразного эксперимента стали покидать по очереди его тело. Суждение же Брахмы было таковым: с чьим выходом из вселенского тела Пуруши его тело безжизненно упадет, и с чьим возвращением обратно в него, тело вновь оживет, тот из богов и будет являться главным.

После безуспешных попыток, совершенных всевозможными богами, последним тело Пуруши покинул Главный Ваю. Именно в его отсутствие оно тут же как будто умерло, рухнув наземь без признаков жизни. Однако далее тело Пуруши вновь ожило, но только после того, как Ваю вошел в него обратно. Данное обстоятельство ясно доказывает, что среди всех богов, обеспечивающих жизнедеятельность любого воплощенного существа, властелин дыхания Ваю главенствует, поэтому он — повелитель, дарующий опору каждому из них. Только Господь Хари и Брахма не подчинены могучему Ваю, другое имя которого известно как «Мукхья-прана».

Примечание: Упомянутая история с приведением дополнительных подробностей изложена в «Сканда-пуране» (19.34—57), а также в некоторых Упанишадах. Полубоги приступили к указанному в тексте испытанию в следующей последовательности. Управитель ног Джаянта вышел из тела, и тело лишилось способности ходить, но отнюдь не рухнуло замертво, продолжая слышать, пить, говорить, дышать, смотреть, двигаться и т. п. Затем тело покинул прародитель Дакша, управитель гениталий, Пуруша сделался евнухом, но опять же не погиб, сохраняя возможность слышать, говорить, пить, дышать, смотреть и двигаться. Далее вселенское тело покинул царь небожителей, Индра, и Пуруша остался без рук, но снова не умер, продолжая слышать, пить, говорить, дышать, смотреть и двигаться. Тогда бог Солнца покинул тело, лишив его глаз, но, даже ослепнув, оно продолжало существовать, являя различные признаки жизни. Затем небесные целители Ашвины вышли из Пуруши, лишив его обоняния, но (дыша через рот) он, как и прежде, не умер. Управители сторон света покинули тело, лишив его слуха, но тело снова не омертвело. Варуна ушел, лишив тело ощущения вкуса, но и тогда оно не погибло, продолжая двигаться, говорить, думать и дышать. Бог огня и управитель речи Вахни ушел, сделав тело немым, но оно опять же не упало бездыханным. Шива, властелин ума и разума, покинул тело, лишив его рассудка, но тело и тогда не погибло, продолжая двигаться и дышать. В конце концов, властелин дыхания Прана покинул тело, после чего оно сразу же рухнуло, лишенное жизни.

Тогда удивленные боги воскликнули: «Давайте посмотрим, кто из нас сможет вернуть тело к жизни! Тот, кто сделает это верховный среди нас, и именно его мы провозгласим ювараджем, приемником поста хозяина тела, Брахмы».

Джаянта вошел в ноги, но тело не ожило. Индра вошел в руки, но и это было тщетно. Подобным же образом, тело Пуруши оставалось безжизненным, даже когда в его глаза вошел Сурья; властители сторон свет проникли в уши; Варуна в язык; Ашвины в нос; Вахни в речевой аппарат; Шива в ум. Лишь когда, и уже в самом конце, Прана вошел в данное тело, наполнив его дыханием, оно действительно ожило. Так боги поняли, что главный среди них — Прана, ибо он исполнен высшей силы, знания, стойкости и отрешенности. В конце концов, они провозгласили его ювараджем Брахмы и своим повелителем.

27 Затем Брахма быстро и легко создал из вселенского лотоса семь высших и семь низших миров. От него вновь родились Вай-карика и прочие полубоги, возглавляемые Шивой, а также великие мудрецы, риши. Весь процесс происходил в следующей последовательности. Брахма подумал: «Я — слуга Бога», и в результате такого самоотождествления родился Шива, властелин эго (в то же время во вселенной явились Шеша и Гаруда, которые вместе с Шивой относятся к высокочтимой пятой по иерархическому счету группе богов).

Затем из разума Брахмы родилась Ума, богиня разума и одновременно супруга Шивы (она пребывает в седьмой группе богов). Далее из ума Брахмы родились: Кама — бог любви, пробуждающий в уме материальные желания, и Индра, наполняющий ум решительностью к плодотворным свершениям (Оба являются представителями 8-й группы богов).

Пимечанае: Здесь сказано, что Брахма осуществил творение мира из частей вселенского лотоса быстро и легко. Очевидно, Сам Господь уже вошел тогда в Брахму в форме Его особой экспансии «Виринча», а, следовательно, именно с помощью Бога творение Брахмы свершилось радостно и беспрепятственно.

Данная стадия творения называется «Падма-сришти», творение, возникшее из вселенского лотоса. То был последний день первой половины жизни Брахмы, и следующие пятьдесят лет своей жизни Брахма день за днем начинает новую стадию творения внутри вселенной.

23-29 Затем из ума Брахмы возникли: Брихаспати, Ману, Дакша и Анируддха, а также жены Индры и Камы (10-я группа богов). Далее из глаз Брахмы родился Сурья, бог Солнца, а из его слуха появились: Чандра, бог Луны, и Яма, бог религии (и вдобавок прочие представители двенадцатой группы богов). Из языка Брахмы