Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 216 ------

Махабхарата-татпарйа-нирнайа, часть 1 - Страница 216

пусть и неосознанно, но повторял в момент смерти Святое Имя — «Нараяна». Теми слугами вишну-дутами были именно Калы, т.е. упомянутые здесь четверо сыновей Гаруды.

№ Слуги Калы и привратники, возглавляемые Джаей, хоть и являются спутниками Вишну, рожденными раньше многих других полубогов, но по своему духовному статусу они занимают позицию ниже последних (во вселенской иерархии они обладают статусом прислужников, т. е. «шудр»).

Ш

Итак, здесь описывается созидание, происходившее до возникновения вселенной, и в тех обстоятельствах старшинство по рождению не обязательно являлось показателем духовного старшинства. Принцип старшинства по рождению становится наиболее заметным в ходе этапа первичного творения, протекающего уже внутри вселенной (Этот принцип — таратамья будет объясняться более подробно ниже).

Другим старшим сыном Сутра-Ваю стал Вишваксена, впоследствии занявший пост главнокомандующего армии небожителей. Он тождественен в своём статусе с Ганешей, полубогом — управителем элемента эфира (оба они относятся к восемнадцатому уровню иерархии небожителей).

15 Итак, Господь, распространивший Себя для созидания мира в четыре формы, продолжил творить мир следующим образом. Анируддха взял от Прадьюмны всех богов, уже поделившихся к тому времени на четыре класса-варны, т. е. тех, что существовали ранее лишь в форме семени, и поместил их в лоно Своей супруги Шанти («покой»), управительницы трех модусов природы, которые всё ещё пребывали в состоянии «покоя», полного равновесия.

Примечание: Начиная сданного стиха, речь пойдет о стадии творения, именуемой «Гуна-трая-сришти» — созидание посредством взаимодействия трех гун. К тому времени все полубоги уже существовали в определенных тонких телах, и у каждого из них имелся некий потенциал к созидательной деятельности. Чтобы реализовать подобный личный потенциал, всем богам требовалось обрести на данном этапе полномочия на управление различными таттвами (в приложении к разбираемому месту термин таттва обозначает конкретные материальные стихии или энергии мироздания). Как будет описано далее, распределение полномочий полубогов произошло посредством процесса рождения каждого из них в форме властителя какой-либо определенной, требующей управления таттвы. Отсюда воплотившегося управителя каждой таттвы чтут и поныне как божество — абхимани-дэвату подчиненной ему конкретной таттвы.

Среди таттв также действует иерархия старшинства, и целый ряд таттв фактически зарождаются одна от другой. Первой и величайшей таттвой является Махат-таттва — основа основ, первозданный интеллект (читта), основанный на саттве с малейшими микропримесями раджаса и тамаса. Именно Брахма рождается божеством абхимани для Махат-таттвы, что делает всю совокупную Махат-таттву своеобразным подчиненным ему «телом». Далее из Махат-таттвы при усилении активности модуса невежества, тамаса, рождается Аханка-ра-таттва (принцип отождествления с материей — «ложное эго»), божеством которого становится полубог Шива. Из Аханкара-таттвы, дифференцирующейся на Эго в благости, страсти и невежестве, рождаются таттвы различных иных компонентов мироздания вместе с их управителями, абхимани-дэватами. Данный процесс обобщенно описан в последующих текстах.

В обществе полубогов деления на сословия, или варны, как такового не существует. Однако разные полубоги заведуют различными сословиями человеческого социума. В частности, к управителям сословия брахманов относятся: Брахма, Агни и Брихаспати (учитель небожителей).

К сословию царей кшатриев имеют отношение: Ваю, Шива, Шеша, Гаруда, Индра, Кама, Варуна, Анируддха, Сваямбхува Ману, Дакша, Вайвасвата Ману и другие небожители.

Земным сословием торговцев вайшьев руководят некоторые второстепенные полубоги из среды Адитьев, Рудр, Марутов и Васу. Сословием разнорабочих, или шудр, управляют: близнецы Ашвины; Нир-рити — полубог «беззакония»; Притхиви — богиня земного мира; Калы (спутники Вишну) и боги смерти — Мритью.

И Наконец, родился Виринча, обретя теперь уже грубое тело, состоявшее из Махат-таттвы — «великого начала» и, подобным же образом, вслед за ним родилась его супруга Вак-деви (богиня священных речений Вед).

Далее посредством своей супруги Брахма породил Рудру (Шиву), телом которого стала Аханкара-таттва — «ложное эго», а также его жену Буддхи (или Уму — управительницу всех мыслительных способностей).

Примечание: Поскольку Ваю родился от Лакшми по имени «Джая» — «Победа», он сразу же стал «победоносным» — носителем абсолютного успеха, и поэтому последующие рождения для него как будто и не требовались (они просто не упоминаются). Однако Вадираджа Тиртха комментирует, что Ваю наряду с Брахмой также стал абхимани для особого аспекта Махат-таттвы, именуемого «Вигьяна-таттва» (озаренный разум). Поэтому следует понимать, что Сутра-Ваю в свой срок тоже принял грубое тело в виде Махат-таттвы посредством Шанти-деви.

В процессе функционирования мироздания между Брахмой и Сутра-Ваю обязанности распределены следующим образом: Брахма повелевает Махат-таттвой, или принципом озаренного разума на вселенском уровне (макрокосм — брахманда), а Ваю управляет тем же принципом, но локализовано — в телах всех воплощенных существ (микрокосм — пинанда).

17 Затем в соответствии с действием трех модусов природы Шива проявился в трех отдельных формах. Используя гуну благости, Шива (Вайкарика Рудра) породил посредством своей жены Умы — манас-таттву (инструмент мысли — т.е. ум с его абхимани божеством). Также он произвел на свет полубогов «Вайкарика», управителей пяти чувств, или органов познания человека (слуха, осязания, зрения, вкуса и обоняния), и вдобавок управи-телей-абхимани для пяти органов деятельности (речи, рук, ног, ануса, гениталий).

Задействовав гуну страсти, Шива (Тайджаса Рудра) создал все десять органов чувств человека, подчиненных огненной энергии теджаса.

Наконец, используя гуну невежества, Шива (Тамаса Рудра) сотворил один за другим пять элементов материи (или пять стихий: эфир, воздух, огонь, воду, земную твердь), а также создал соответствующие им пять объектов чувственного