Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 217 ------

Махабхарата-татпарйа-нирнайа, часть 1 - Страница 217

восприятия (звук, прикосновение, свет, как основу зрительного восприятия, вкус и запах).

Примечание Мадхвачарья приводит лишь обобщенное описание Шива-таттвы, однако Рагхавендра Тиртха пишет в своем комментарии, что в действительности три экспансии Шивы получили

рождение от разных личностей. В частности, Вайкарика Рудра родился от Брахмы и его жены Сарасвати. Тайджаса Рудра родился на свет от Сутра-Ваю и его супруги Бхарати, а Тамаса Рудра родился от Шеши (сына Брахмы) и его супруги Варуни.

Десятью органами чувств человека повелевают следующие абхимани полубоги: слухом заведуют управители сторон света Митра, Яма, Варуна, Кувера и Сома; управитель зрения — Сурья (Солнце); бог языка как органа различения вкусов — Варуна; боги обоняния — братья Ашвины; бог речи — Агни; боги рук — Индра и Дакша; боги ног — Шамбху и Джаянта (сыновья Индры, находящиеся под покровительством Господа Ваманы); боги ануса — Митра и Яма; боги гениталий — Дакша и Ману.

Богами ума являются Индра, Кама, Сканда и ряддругих влиятельных небожителей. Что касается таттв десяти чувств-индрий человека, то все они возникли из особой огненной энергии, именуемой теджас, основанной на эго в гуне страсти и управляемой Тайджаса Рудрой. А первоисточником теджаса, изошедшего из Махат-таттвы, стал Сутра-Ваю.

Далее таттвами пяти элементов материи явились: эфир — Ганеша (сын Шивы); воздух — Маричи (сын Марута, имя которого — «Праваха-Ваю»); огонь — Павака (сын Агни, бога огня); вода — Будха (бог Меркурия, сын бога Луны); земля — Шани (Сатурн, сын бога Солнца).

Ьотши-абхимани для пяти видов воспринимаемых чувствами объектов (танматра) стали пять сыновей Ваю, управителей воздушных потоков в телах всех живых существ. Они суть таковы: Прана, Апана, Вьяна, Самана и Удана. Теперь они заново родились от Тамаса Рудры в новых телах, дабы войти в полномочия абхимани полубогов пяти сфер чувственного восприятия: всего слышимого, осязаемого, зримых объектов, вкусовых ощущений и запаха.

Сверх того, Брихаспати тоже стал известен как абхимани для транслируемого в пространстве звука.

И-Ю На следующей стадии созидания Пуруша-Брахма вновь произвел Шиву через свою супругу Пракрита (Сарасвати), и от Шивы опять приняли рождение все главы богов.

Творение продолжилось далее, и Сутра-Ваю через свою жену Шраддху тоже родил тех же самых глав полубогов — Шешу, Шиву и Индру. После чего посредством Индры снова появились на свет все нижестоящие боги.

Фшюсофсш часть - глава трети

Примечание. В тексте 17 описывалось, как полубоги становились пштт-ва-дэватами, и то был первый этап творения — сарга. же описываются вторая и третья ступени сарги, когда полубоги, по сути, набирались опыта в созидании тех либо иных аспектов мироздания, постепенно укрепляясь в собственных ролях божеств-абхимани. При этом каждый раз они вновь обретали от своих родителей некие благие достоинства, например от Шраддхи — чистую веру во Всевышнего, а от Сарасвати — безупречное знание Вед.

Переход полубогов из рождения в рождение отнюдь не сопровождался смертью тела, как это принято в случае с перерождением земного человека, напротив, каждое их новое тело представляло собой лишь дополнительное наслоение неких ценных достоинств личности на уже имеющуюся прежнюю основу. Например, Брахма, родившись от богини Шанти, воспринял от неё особое качество духовного умиротворения — шанти.

20 Далее Майя, супруга Господа Васудевы, проявилась в трех формах, таких как: Шри-деви — управительница гуны благости, Бху-деви — управительница гуны страсти, и Дурга-деви — управительница модуса невежества. От каждой из них Сам Господь словно бы родился, приняв три особые личные формы, гуна-аватары. Для Шри-деви таковым стал Вишну — властелин модуса благости и хранитель вселенной. В модусе страсти проявился «Виринча» — отдельная форма Бога, наделяющая прародителя Брахму великим могуществом. Наконец, в модусе невежества возник «Шарва» («Шива») — Господь, ставший источником могущества полубога Шивы.

Примечание: Хотя Господь успешно делегировал ряд созидательных полномочий разным полубогам, но, несмотря на это, некоторые задачи оказались абсолютно невыполнимыми для полубогов в отсутствие прямой поддержки Бога. В частности, Брахма и Шива могли предстать как гуна-йватары только в случае личного присутствия Господа (в особых Его формах) внутри каждого из них.

21-22 Затем полубоги, будучи сами неспособными создать вселенную, обратились с молитвами к Господу Хари: «О безгранично могучий! Сотвори для нас благую обитель, вселенную, исполненную всяческих достоинств!»

Отзываясь на столь искреннюю мольбу, Верховный Господь Вишну, продолжив процесс созидания, соединился с Его супругой Шри-деви, и та посреди вод причинного океана родила «золотое яйцо», вскоре выросшее до размера вселенской сферы.

Примечание: Вселенная конструируется из 24-х элементов (или 24-х таттв), которые уже были созданы ранее. Господь Хари Своей личной энергией объединил все таттвы в совершенный агрегат вселенной.

23-2* Вместе с Хари все боги вошли внутрь вселенной, и Господь незамедлительно возлег внутри нее, а из Его пупка вырос лотос, ставший основой мироздания. После чего исполненный благих достоинств Брахма родился еще раз, но теперь уже внутри вселенского лотоса, и от него снова приняли рождение все боги. Именно данная стадия творения стала эталоном определения ступеней иерархии богов, согласно старшинству рождения каждого из них.

Примечание Описываемая здесь стадия творения «Вайраджа-сришти» («Создание вселенского организма Вират-Пуруши») протекала в течение одного дня Брахмы. Согласно суждению Рагхавендра Тиртхи то был предпоследний день первой половины (пятидесяти лет) жизни Брахмы, именуемой «Маха-калпа».

Вместе с тем,