Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 220 ------

Махабхарата-татпарйа-нирнайа, часть 1 - Страница 220

Господь Хари увидел, что Земля буквально тонет в водах потопа (возникшего наперекор Его воле). Тогда по просьбе Брахмы Он принял форму белого вепря Швета-Варахи и поднял Землю из пучины первозданных вселенских вод вместе с подпирающими её плоскость горами, а далее незыблемо водрузил её над поверхностью океана.

Примечание: В основном содержании книги представлен детальный рассказ о явлении и деяниях Господа Кришны, а также Шрилы Вьяса-девы. Шри Кришна входит в число «Даша-аватар» — десяти основных воплощений Бога, приходящих в мир в период Вайвасваты Ману, и они суть таковы: Матсья, Вараха, Нрисимха, Курма, Вамана, Парашурама, Рамачандра, Кришна, Будда и Калки. (Здесь представлено толкование Мадхвачарьи о десяти аватарах, но в других духовных традициях в списке аватар и во времени их явления порой встречаются некоторые расхождения.)

Истории явления некоторых аватар Бога взаимосвязаны, и все Они вдобавок имеют определенную хронологическую последовательность. Поэтому Мадхвачарья представил здесь краткое описание деяний аватар, предшествовавших приходу Господа Рамачандры и Кришны.

Поскольку Господь Вараха являлся дважды в течение текущего дня Брахмы, то в данном тексте Мадхва сначала упомянул Его первое воплощение, происшедшее в очень отдаленное от нас время — Сва-ямбхува-манвантару. В ту эпоху Брахма попросил Сваямбхува Ману начать первичное творение человечества. Однако в ответ Ману стал сокрушаться о том, что Земля оказалась ввергнутой в глубины океана. Тогда в тот самый момент из ноздри несколько озадаченного Брахмы изошел Господь в форме Швета-Варахи, Он поднял Землю из вод потопа и сокрушил злодея Хираньякшу, пытавшегося противодействовать спасению Земли.

Половину вселенной заполняет океан гханодака, который в семь с лишним раз шире поверхности Земли, и, к тому же, имеет колоссальную глубину. Поэтому, как отмечает Вадираджа Тиртха, уход

Фалософская часть - глава третья

всего земного мира под воду был вполне возможен. Воды гханодака состоят из тонкой материи сушима-пракриты, они имеют иную природу, нежели воды земного океана.

♦О Известно, что Джая и Виджая, двое привратников Вай-кунтхи, в силу проклятия четырех мудрецов Кумаров, последовательно приняли три земных воплощения, рождаясь в обличив демонов: сначала как Хираньякша и Хираньякашипу, сыновья Дити; затем как ракшасы Равана и Кумбхакарна; и в завершении как Шишупала и Дантавакра, племянники Господа Кришны, рожденные от сестер Его отца.

Примечание: Равана и Кумбхакарна были сыновьями брахмана по имени Вишрава, рожденными от его жены Кайкаси (Пушпоткаты), девушки из рода ракшасов. Так они унаследовали от матери принадлежность к роду ракшасов.

Матерями Шишупалы и Дантавакры стали Притхушрава и Прит-худева — сестры Васудевы, отца Шри Кришны.

♦I Итак, прежде во время первой Манвантары (Сваямбхува) нынешнего дня Брахмы, изначальный демон Хираньякша сам по себе родился в качестве сына Брахмы. Господь Швета-Вараха сразил его, когда тот пытался помешать спасению Земли из вод вселенского потопа. Затем, уже в течение текущей Вайвасва-та-манвантары, тот же самый могучий демон Хираньякша стал младшим сыном Дити, приняв на этот раз совместное воплощение с привратником врат Вайкунтхи — Виджаей. Он был убит Господом Нила-Варахой («Синим Вепрем») с целью защиты небожителей-суров от террора демонов.

Примечание: Нила-Вараха стал второй аватарой Господа в нашу Ман-вантару, но Шрила Мадхвачарья в настоящем описании упомянул о Нем в первую очередь, объясняя общность обоих воплощений Варахи. В «Нарасимха-пуране» (39.7—9) говорится, что Хираньякша, сын Дити помышлял так: живя на земле, люди славят богов и так наполняются силой и могуществом. Он решил помешать этому укладу и забрал из Земли энергию гравитации, в результате чего обессилевшая Земля

Тайны «Ма^араты». явленные учителе^ /пара - Шри Мад^вачарьей

опустилась вниз, в регион населенный демонами — Раса-талу. Но Господь Нила-Вараха вернул Землю на положенное место и сразил злокозненного Хираньякшу.

В тексте «Бхагаватам» описания двух воплощений Хираньякашипу мало различимы, но между обоими историями имеется следующая разница. Во время Сваямбхува-манвантары Вараха убил изначального Хираньякшу ударом собственного клыка. А Хираньякша, сын Дити, был сражен Варахой иначе — ударом ноги в ухо. Первый Хираньякша был уничтожен Богом в помощь творцу Брахме, а второй — ради защиты небожителей от устроенного им демонического террора.

42-43 Однажды, когда божества олицетворенных Вед непроизвольно изошли из уст Брахмы, их похитил предводитель демонов, носивший голову лошади. Тогда Господь Матсья («Рыба») сразил того демона и вернул Веды обратно Брахме. Затем, когда в промежутке между двумя Манвантарами разразилось разрушение мира, Всевышний Матсья спас Вайвасвату Ману и сопутствовавших ему семь мудрецов-ршш. Господь лично «буксировал» лодку Ману по водам вселенского потопа, и в то же время Он поведал Вайвасвате духовное знание (запечатленное ныне в «Матсья-пуране»), ведущее к познанию Себя Самого, т.е. Верховной Личности Бога.

44-45 Между тем старший сын Дити, Хираньякашипу, преисполнившись с благословения Брахмы необычайного могущества, стал постоянно притеснять небожителей, суров. Тогда полубоги, возглавляемые Брахмой, отправились к Господу Хари и посетовали на деяния этого супостата-демона. Выслушав молитвы полубогов, страшный в гневе Господь принял облик полу-льва-полу-человека Нрисимхи и сразил Хираньякашипу, одновременно одарив бесстрашием благонравного сына последнего — Прах-ладу. Так Господь доставил великую радость преданным Ему небожителям.

44 Однажды полубоги и демоны объединенными усилиями пахтали Молочный океан ради обретения нектара. В то самое время Господь принял форму Курмы, «Черепахи», и поддержал Своим панцирем гору Мандару, служившую им в качестве гигантской мутовки. Хотя с благословения Шивы