Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 75 ------

Бхуриджан пр - Искусство обучения - Страница 75

слушания. Шрила Прабхупада: Так как я был серьезен в слушании, сейчас я серьезен к киртанам, что означает проповедь. Следуете ли вы тому, что я говорю? Да. Таким образом, тот кто серьезен в слушании, может стать в будущем прекрасным проповедником. Шраванам, киртанам, смаранам. Затем сознание будет автоматически развивать смаранам, потому что если ум не сосредоточен, а сознание все таки правильное, вы не можете правильно слушать или говорить. Шраванам, киртанам, вишнух смаранам, пада севанам. И затем приходит дальше развитие: "Как я должен служить Кришне? Кришна настолько любит. Кришна такой великий", - это приходит автоматически. Беседы, том 1, Колумбус, Гайа, май 10, 1969 *** Живость или яркость это один из способов к которому прибегает учитель для того, чтобы помочь своим ученикам в сосредоточении внимания. Именно в свете такой перспективы, живость учителя полезна. С другой стороны, если для учителя становится целью сами жесты, пауза и юмор, то такая театральная игра никому не поможет. Хотя склонности к драматическому представлению может быть полезна, особенно это касается маленьких детей, Такое представление не есть предпосылкой для успешного преподавания урока. Истинное преподавание требует только лишь глубокого осознания Кришны. Все же я включил эти простые естественные методы потому, что они будут полезны. Увеличивая нашу способность даже единственно к такому методу как яркость изложения может чрезвычайно увеличить сосредоточенность, внимание ученика так, чтобы он мог внимательно слушать о Кришне. Голос учителя. Компоненты или анги (части) голоса, который оказывает влияние указывает в ведической литературе как варна (качество), свара (высота), матра (пауза), бала (ударение), сала (модуляция) и сантана (сочетание всего перечисленного). Если же учитель благословил этими ангами или же старается сам развить их, захватить и удержать внимание учеников посредством силы его голоса становится очень легкой задачей. Как основопологающий принцип, убедитесь, что вы говорите громко и четко достаточно, чтобы ваши ученики могли легко понять ваши слова. Тусклый, скучный, монотонный голос приводит к тому, что класс становится скучным и унылым. Шрила Прабхупада изменял свой голос, когда он хотел подчеркнуть какой-то момент. Шрила Прабхупада: "Да. Храм открыт для каждого. Пусть они приходят, садятся, воспевают Харе Кришна, слушают Бхагават Гита. Мы не говорим: "Вы гончар? Нет, вам не разрешено входить". Нет. Мы не говорим такого. Приглашаем всех. Приходите. И Какое же дело есть для вас? Воспевание Харе Кришна. Каждый может делать это. И что же дальше? Мы читаем некоторые прекрасные философские места из Бхагават Гиты, Шримад Бхагаватам. Да. Вы получили уши. (Кричит!) Но негодяи не приходят! Вот в чем их негодяйство. Потому, что они пойдут в ад. Мы предлагаем величайшую возможность, но они такие негодяи, что они даже не приходят. Это цивилизация негодяев." Беседы, том 1, Монреаль, июль 16 968 *** Вариации в тоне, выразительности, высоте, тембре и скорости речи помогает провести урок. По началу вы должны постараться варьировать скорость своей речи. Вы обнаружите, что когда вы изменяете скорость речи от медленной до быстрой и от быстрой до медленной, возрождает внимание к тому, что вы говорите. Молчание. Молчание имеет силу. Короткая пауза перед чем-то очень важным что будет сказано, это эффективный путь удержания внимания. Внезапная паузу, посредине предложения, дает концентрацию внимания. Трехсекундная пауза также дает внимание. Двадцати секундная пауза может быть смертельна для аудитории. Прочитайте выше приведенный абзац вслух. Делайте паузы каждый раз когда вы подходите к слову "пауза". Учителя новички имеют тенденцию бояться пауз и молчания и стремятся заполнить их сверхвопросами или утверждениями. Опытный педагог всегда делает паузу после того как он задает вопрос. Если он думает, что ученик может расширить свой ответ, он может сделать паузу вновь после того как ученик закончил говорить. Это, обычно, поощряет говорить больше. Движение. Для разнообразия двигайтесь обходя класс. Проводя часть урока, который называется вопросы ответы, стойте вдали от доски таким образом, что когда наступит время написать снова на доске, вы могли бы двигаться по направлению к ней. И если вы обращаетесь или разговариваете с небольшой группой учеников в классе, плавно двигайтесь по направлению к ним . Если вы хотите наблюдать за всем классом, медленно двигайтесь по направлению к задней стене класса, так чтобы вы могли видеть учеников, но они не так легко могли увидеть вас. Все эти вышеперечисленные движения заставят учеников регулировать деятельность чувств. Это поможет поддержать или восстановить их внимание. Внезапное движение тела, или внезапная остановка дает концентрацию внимания ученика и, если это не используется слишком часто, является успешным методом. Жесты. Жесты рук, тела, лица все они передают какие-то значения. Если вы очень быстро киваете головой в Англии, то это означает "Да". В Индии же, движение головой, которое напоминает "Нет" в Западном мире, означает "Очень хорошо". Если вы поднимаете брови и медленно открываете рот, в США это означает "Я удивлен". Если вы медленно поднимаете брови, а также медленно киваете головой при этом, это означает выражение понимания и приглашения продолжать. Выше приведенные примеры, конечно же, только малая часть жестов которые используются при общении людей. Какие же другие

Навигация:

Страница 77
Страница 76
-- Страница 75 --
Страница 74
Страница 73