Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 39 ------

Бхуриджан пр - Искусство обучения - Страница 39

Намачарйе Шриле Харидасу Тхакуру. Вот пример, где дается рекомендация Шрилы Прабхупады по поводу использования логических последствий: Бхагатаджи: Как отучить от лжи? Шрила Прабхупада: Вашим хорошим общением. Какую неправду он говорит? Не верьте ему совсем. Вот и все. Примите тот факт, что он говорит одну только ложь. Зачем вам обращать на него внимание? Он лжец. - Беседы с учителем во Врндаване, ноябрь, 1976

* * *

Нарада Муни применил логическое наказание ради двух грешных душ: Пока они (Налакувера и Манигрива) так развлекались в воде, великому мудрецу Нараде случилось проходить мимо. Он понял, что полубоги Налакувера и Манигрива были в таком опьянении, что не могли заметить его. Сыновьям же Куверы хмель так ударил в голову, что они не могли оценить присутствия мудреца Нарады, и потому не прикрыли свои тела. Видя, как низко пали эти полубоги, Нарада, желая им добра, явил свою беспричинную милость и наложил на них свое проклятие. Пока мудрец Нарада решил, что его обязанность - поставить этих полубогов в такие условия, где они не будут гордиться своим материальным богатством и положением. Нарада сочувствовал им и хотел спасти их от такой греховной жизни. Они находились в гуне томы и, не будучи поэтому способными управлять своими чувствами, пристрастились к половым утехам. Обязанностью такого святого человека, как Нарада, было спасти их из этого отвратительного состояния. Животное, ведя жизнь животного, не понимает, что такое нагота. Но Кувера был хранителем сокровищ полубогов, то есть занимал очень ответственную позицию, а Налакувера и Манигрива были его сыновьями. И все же они стали подобны животным и настолько потеряли чувство ответственности, что не могли, в своем хмельном состоянии, понять, что они были наги. Вот почему Нарада подумал, что лучшим наказанием для них будет превращение их в неподвижные живые существа - деревья. Нарада подумал также, что было бы хорошо для них, наказанных его милостью и превращенных в деревья, сохранить память и знать, за что они наказаны. Мудрец Нарада, поэтому, решил, что эти два полубога должны будут оставаться деревьями в течение ста лет по исчислению полубогов, а затем, по беспричинной милости Верховного Господа, им посчастливится воочию увидеть Его Самого. После этого великий мудрец Нарада вернулся в свою обитель, называемую Нарайанашрама, а полубоги превратились в два дерева - близнеца арджуна. - Источник вечного наслаждения, глава 10, с.76-83

* * *

Господь Чайтанйа также использовал логическое наказание в Своем движении ради продвижения преданного: Один мальчик ежедневно приходил к Шри Чайтанйе Махапрабху и предлагал Ему свои почтительные поклоны. Он свободно общался с Шри Чайтанйей Махапрабху, потому что Господь был его жизнью и душой, но его близость к Господу и милость Господа к этому мальчику задела Дамодару Пандита. Через некоторое время, когда однажды мальчик вышел от Господа, нетерпимый к нему Дамодара Пандит стал говорить. Он вызывающе обратился к Господу: "Все говорят, что Ты великий учитель, ибо Твои наставления бесценны, но сейчас мы увидим, какой Ты учитель на самом деле". Хотя Шри Чайтанйа Махапрабху знал, что Дамодара Пандит был чистым и искренним преданным, но услышав такие дерзкие слова, Господь сказал: "Мой дорогой Дамодара, что за вздор Я слышу?" Шри Чайтанйа Махапрабху улыбнулся, довольный Собой, стал обдумывать поступок Дамодары Пандита. "Эта дерзость - также проявление чистой любви ко мне". Думая таким образом, Шри Чайтанйа Махапрабху отправился выполнять свои дневные обязанности. На следующий день Он вызвал Дамодару Пандита, чтобы поговорить наедине. Господь сказал: "Мой дорогой друг Дамодара, тебе лучше пойти в Надию и оставаться там при моей матери. Я не знаю никого, кто бы мог защитить ее, а ты так внимателен, что можешь оберегать даже меня". - Чч. Антйа 3.5-23 * * *

Кроме принципа логического наказания учителя иногда чувствуют необходимость применения альтернативного наказания за нарушение дисциплины. Если наказание не срабатывает, смените практику. Поставьте вопрос более жестко. Спросите совета у других учителей или вашего директора, как вам поступать с трудными детьми. (Я больше расскажу об этом в 9 главе.)

ИДЕИ О ДРУГИХ ВИДАХ НАКАЗАНИЯ

• Лишение удовольствий Ученику запрещается заниматься тем, что ему нравится. Его лишают прогулки, игр на улице, просмотра видео или какого-то особого прасада и т.д. • Направление к авторитету В общем, в дисциплинарную стратегию каждого учителя входит направление провинившегося ученика к авторитету. "Вы не слушаете меня как следует, поэтому идите к директору (учителю ашрама, отцу, директору, духовному учителю, Джи Би Си или другой авторитетной личности)". Вы должны заранее знать, что авторитет обратится к вашей проблеме, и что с ним вы решите, как он будет действовать при появлении ученика на пороге его кабинета. • Бездеятельность Непослушного ученика ставят в такую ситуацию, чтобы он мог только сидеть или стоять. Ему не позволяется что-либо делать. Шрила Прабхупада однажды рассказал, как один из его сыновей был слишком подвижен, и такое наказание для него, при котором он мог только вытянувшись стоять, не опускаясь, не двигаясь, не играя, было наиболее эффективным. Бездеятельность неестественна и неудобна. • Лишение свободного времени

Навигация:

Страница 41
Страница 40
-- Страница 39 --
Страница 38
Страница 37