Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 37 ------

Бхуриджан пр - Искусство обучения - Страница 37

возможно, так как мы действуем на разных платформах. Об этом также сказано в Бхагавад-гите: апи чет су - дурачаро бхаджате мам ананйа-бхак, садхур ева са мантавйах: "Если случается, что кто-то совершает ошибку или поступает неправильным образом, но потому, что эта личность придерживается принципа сознания Кришны, он является садху". Садху означает "святой человек". Он свят. Он не делает ничего неверного сознательно. Но по привычке... Предположим, что, как это было с большинством из вас, вы курили или принимали интоксикации в прошлом. И благодаря какому-то влиянию вы иногда сознавали: "О, я поступил неправильно," но если вы делали это несознательно, то вам могло это проститься. Однако, если вы думаете: "Я теперь в сознании Кришны. И что бы я ни делал, я все делаю правильно," тогда это большой грех. Если же это происходит случайно - это прощается. Ничего страшного. Такая случайная ошибка не опасна. Намеренная ошибка опасна. Так что мы должны быть осторожны. Нам следует быть всегда очень осторожными, чтобы не было даже и случайных ошибок. Но если они бывают, они прощаются. - Беседы, том 1, Колумбия, Огайо, 1 мая, 1969 6. Доступно объясняйте ученикам, какое они заслуживают наказание. Не действуйте с позиции эмоций, давая наказание. "Надо ненавидеть грех, а не грешника". Ученики должны почувствовать, что наказание - результат их собственного неверного выбора, а не реакция учителя. Беспристрастный тон учителя поможет им в понимании этого. Это не значит, что учителя не могут и не будут сердиться. Такие чувства естественно возникают при столкновении учителя с бессмысленными действиями ученика, которые, как потом выяснится, не принесут ему никакой пользы. Но учителя должны при этом помнить: "Грех, а не грешника". Такой гнев поможет ученику. Вот три рекомендации, как нужно направить свой гнев скорее на поведение, чем на ученика: • Не называйте учеников оскорбительными словами. Даже если вас побуждают к этому, не обрушивайтесь на качества ученика или на его личность. • Опишите, что вы видите, чувствуете или ожидаете. Подойдите к проблеме, а не к тому, кто стал ее причиной. • Начните со слова "Я"; начните предложение с "Я"; "Я рассержен" и "Я возмущен вами" лучше, чем предложения, начинающиеся с "Ты": "Ты глуп" и "Ты отвратителен". 7. Ждите, пока ум ученика успокоится, и только тогда наказывайте или исправляйте его неверные действия. В Чаитанйе - чаритамрте, Антйа 12.14-41, Кришнадаса Кавираджа Росвами описывает путешествие, организованное Шиванандой Сеной, когда все ваишнавы Бенгалии отправились посетить Шри Чаитанйу Махапрабху в Рхаганнатха Пури. На пути к этому месту Господа Нитйананду потревожил Шивананда Сена, и Господь ударил его в грудь и проклял его. Молодой племянник Шивананды, мальчик по имени Шриканта Сена, смутился и покинул группу этих ваишнавов. Направляясь прямо в Джаганнатха Пури, он встретился с Господом Чаитанйей. Шриканта сразу же предложил Ему свои поклоны. Но делая это, он не снял верхнюю одежду, рубашку и куртку. Говинда строго предупредил мальчика, чтобы тот как следует придерживался этикета, но Шри Чайтанйа Махапрабху сказал: "Не тревожь его, пусть делает, как хочет, он находится сейчас в подавленном жалком состоянии ума". Когда Шриканта услышал это, он понял, что Господь - всеведущ. 8. Применяйте наказание по возможности сразу после совершения проступков, чтобы усилить исправительное действие наказания. В Чайтаийа - чаритамрте, Антйа 3.171-213, мы найдем историю о Гопале Чакраварти: Гопала Чакраварти, смарта-брахмана, был сторонником логики, и не верил в силу святого имени. Поскольку он был брахманом, сборщиком налогов, состоявшим на службе у Ниранйи и Говардханы Маджумандары, то однажды ему случилось посетить дом Ниранйи и Говардханы в то время, когда Его Божественная Милость Харидаса Тхакура говорил о славе имени Кришны. Харидаса сказал: "С первым лучом солнца исчезает страх, нагоняемый ворами, призраками и демонами, а когда солнце уже ясно видно, все проявляется, и каждый приступает к своей религиозной деятельности. Подобно этому, первый намек бозоскорбительного воспевания святого имени Господа рассеивает реакции греховной жизни немедленно. А когда кто-либо воспевает воспевает святое имя безоскорбительно, то он пробуждается к служению в экстатической любви лотосным стопам Кришны. Освобождение -незначительный результат, исходящий из луча освобождения от оскорбительного воспевания святого имени". Услышав это, Гопала Чаправарти пришел в ярость и начал свою критику. "Вы только послушайте измышления этого эмоционального преданного! Даже после многих миллионов рождений тот, кто обладает абсолютным знанием, может все еще не достичь освобождения. И еще этот человек говорит, что любой сможет достичь этого, просто пробудившись лучом святого имени!" Харидаса Тхакура ответил: "Почему ты сомневаешься? Богооткровенные писания подтверждают это". Тогда Харидаса начал цитировать стихи из шастур, подтверждающие его слова. "Поэтому чистые преданные никогда не желают освобождения". Гопала Чакраварти ответил: "Если невозможно получить освобождение, лишь слегка соприкоснувшись со светлым именем, как ты заявляешь, то можешь быть уверен: я лично отрежу Тебе нос!" Тогда Харидася принял его вызов, говоря следующее: "Если освобождение невозможно достичь с помощью намабхасы, воспевания святого имени, я отрежу себе свой собственный нос!" Оскорбление, нанесенное Гопалом Чакраварти Господу, взволновало все собрание, поднялась суматоха, крики. Гопала был сразу же наказан. "Ты

Навигация:

Страница 39
Страница 38
-- Страница 37 --
Страница 36
Страница 35