Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 32 ------

Бхуриджан пр - Искусство обучения - Страница 32

я получаю только из-за своего плохого выбора. Такой послушный ученик нее будет винить учителя в том, что ему приходится терпеть наказание: - Почему ты стоишь в углу? - Потому что я разбрасывал карандаши по всей комнате. Он не скажет: "Потому что (жестокий) учитель приказал мне здесь стоять". Хотя Господь и является Верховным контролером, джйва должна сама нести ответственность за свое положение. Она не должна обвинять Кришну. Джива, способная действовать таким образом, достойна освобождения: тат те `нукампам су-самйкшамано бхунджана еватма - кртам випакам хрд - ваг - вапурбхир видадхан намас те джйвета йо мукти паде са дайа-бхак Мой дорогой Господь, тот, кто горячо желает получить Твою беспричинную милость, кто постоянно с терпеливостью переносит страдания, вызванные его прошлыми греховными поступками, и кто всем своим сердцем предлагает Тебе свои почтительные поклоны, речь и тело, воистину достоин освобождения, ибо он заслужил его. - Бхаг. 10.14.8 Точно также, если провинившийся ученик, наказанный вследствие своего неверного выбора, принимает прибежище у Кришны, то он становится на путь освобождения от своего неподобающего поведения.

• Выбор бродяги из Беркели Однажды я сидел в вестибюле храма ИСККОН в Беркели и впервые читал о сильном воздействии прямого решительного утверждения, дающего право выбора. Пока я сидел на диване, ко мне подсел президент храма. Он начал тихонько повторять маха-мантру на своих четках. Вдруг какой-то бродяга зашел, пошатываясь, к нам. Куцая борода торчала на его грязном лице, с губ свисала незатушенная сигарета, а пальцы сжимали горлышко коричневой закрытой бутылки пива. Он плюхнулся на удобный стул прямо напротив меня. Тут подскочил президент храма. "Убирайся отсюда!" - кричал он на ухо этому бродяге. "Вставай и убирайся немедленно!" Но тот безразлично и тупо смотрел перед собой. "Поднимайся! Я вызову полицию!" Ни одного движения. "Послушай, смотри, я иду прямо к телефону". Президент направился к близстоящей телефонной будке. "Я вызову полицию, и тебя выведут отсюда, если ты сейчас же не уберешься!" Говоря это и видя все тот же тупой взгляд, президент быстро сменил свою тактику и сам выбежал из вестибюля. Пока все это происходило, я читал мою книгу о выборе и дисциплине. Я слышал, как монолог президента разгорался, и мой взгляд то и дело быстро переходил с книги на президента, затем на бродягу, все также скучающего и безучастного ко всему. Бросив последний взгляд на мою книгу о дисциплине, я начал действовать. Я подошел прямо к бродяге. "Послушай",- сказал я, становясь в твердую позу и говоря решительно, но контролируемым тоном. Я поднял свой палец перед его лицом. "Вам прийдется покинуть это место. Но у вас есть выбор. Вы можете либо сидеть здесь, и вас вытолкает отсюда полиция через пять минут, либо можете встать и сами выйти прямо сейчас. Это ваш выбор!" И показалось, что жизнь вдруг заговорила в этом жалком теле, как будто бы кукловод стал дергать за невидимые нити. Он сразу встал, выпрямившись, и вышел из вестибюля. Я полагаю, что есть некая сила в применении "выбора". Я думаю именно так. * * *

Будьте уверены в том, что сдержите свое обещание о последствиях определенного выбора. Обман приведет к плохим результатам. (У меня уже имеется опыт с моим "бродягой из Бернели.) К тому же, какие бы ни были последствия, суровые или незначительные, они не смогут оказать достаточное влияние на поведение учеников до тех пор, пока это не будет регулярно подтверждаться на практике. Мы не учим притрагиваться к огню, так как каждый раз, как только кто-то прикасается к огню, он обжигается. И каждый раз, когда совершается неблаговидный поступок, обещания последствия должны претворяться в жизнь. Пожалуйста, не думайте, что учитель должен предоставлять выбор в любом из его настоятельных указаний. Но принцип выбора таков, что все ученики в конечном счете являются духовными душами со своей волей, и этот принцип должен отражаться в сознании учителя, когда он дает наставления. Ниже приведен пример, как можно использовать выбор в связи с конкретными настоятельными указаниями. В Кали-йугу для большей эффективности наставления даются с твердой настойчивостью. Это может означать, что учителям нужно снова и снова давать наставления, не отклоняясь с этого пути. Часто учитель начинает со строгих наставлений, но ученики манипулируют им, давая отвлеченные ответы. Учитель: Шридама, я хочу, чтобы ты поднимал руку и ждал, пока тебя вызовут. И без этого не начинал говорить. Шридама: Никто из детей не делает этого. Учитель: Что ты под этим подразумеваешь, "Никто из детей не делает этого"? Шридама: Судама всегда выкрикивает с места. Учитель: Когда? Шридама: Он делал это все утро во время класса Бхагавад-гйты. Учитель: Я разберусь с Судамой, не беспокойся за него. Ты должен следить, чтобы ты сам действовал правильно. Шридама: Да, но даже если я поднимаю руку, вы никогда не вызываете меня. Учитель: (Начиная беспокоиться.) Да, это так. Шридама: Вы не вызвали меня сегодня утром. Учитель: (Приходя в еще большее беспокойство.) Послушай, ты никогда не слушаешь меня. Я больше не хочу говорить с тобой об этом. На

Навигация:

Страница 34
Страница 33
-- Страница 32 --
Страница 31
Страница 30