Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 34 ------

Бхуриджан пр - Искусство обучения - Страница 34

он стал вполне взрослым, то это его очень удивляет. Конечно же, все мы знаем, что это неизбежно. Наш разум, а также Бхагават-гита предупреждают нас об этом. дехино `смин йатха дехе каумарам йауванам джара татха дехантара - праптир дхйрас татра на мухйати Точно так же, как душа переселяется из детского тела в юношеское, а из него в старческое, так и при смерти она переходит в другое тело. Эти изменения не беспокоят того, кто осознал свою духовную природу. - Бг. 2.13 Мы не должны удивляться. Но мой опыт подтверждает, что даже если мальчик вырос у вас на глазах, мы, тем не мене, изумляемся. И когда эти ученики - теперь уже юноши - приходят и рассказывают о своих прошлых впечатлениях, их слова пронзают чувствительное сердце учителя ударами молнии. Со мной это случалось не однажды. Десять лет спустя: "Помните то время, когда вы утверждали, что я украл носки? В действительности я этого не делал". "Помните, как вы насмехались надо мной перед всеми и хотели оттолкнуть меня?" Мои угрызения совести той поры, вызванные неопытностью и пылом прежних лет, подталкивают меня напомнить с большой серьезностью всем учителям, что ученики однажды станут взрослыми. Всегда думайте об этом сегодня, когда вы поучаете детей. К вам тоже, через десять или двадцать лет придут ваши бывшие ученики и откроют вам то, что они чувствовали в возрасте пяти или семи лет. Слова Шрилы Прабхупады о том, как мать Яшода наказывает Кришну, могут помочь нам с осторожностью применять наказания: Когда мать Яшода увидела, что Кришна очень ее испугался, она тоже обеспокоилась. Беспокойство ребенка означает, что что-то подействовало на его психику. На самом деле, мать Яшода не хотела, чтобы Кришна страдал от ее наказания, это не было ее целью. Но как мать, которая видит, что ребенок доставляет слишком много беспокойств, она могла использовать до сих пор существующую в Индии систему наказаний, одна из которых - связывание ребенка веревками. - Поучение царицы Кунти, с.100 Наказывая ребенка, о учителя, не забывайте, что это может иметь сильное воздействие на его психику.

ВАЖНОСТЬ СОЗНАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ВОСПИТАНИЯ

патрам пушпам пхалам тойам йо ме бхактйа прайаччхати тад ахам бхактй - упахртам ашнами прайататманах Если человек предложит Мне листок, цветок, плод или воду с любовью и преданностью, Я приму их. - Бг. 9.26 Нуждается ли Кришна в листке, плоде, цветке или воде? Естественно, нет. Господь отвлекается и принимает подношения Своего преданного, если они совершаются с бхакти. Такое сознание очень важно. Точно также, большое значение имеет и сознание учителя в процессе дисциплинирования и наказания учеников. Приучайте своих учеников к дисциплине, настраивая их на возвращение обратно к Богу. Как представители Кришны, вы должны воспитывать их также, как это делает Кришна. Господь, Сверхдуша всех живых существ, рассудителен, умиротворен и одинаково относится ко всем. Несмотря на всевозможные попытки убить великого преданного Прахладу, Хиранйакашику не удалось этого сделать, так как Прахлада был защищен энергией Господа. Комментарий: В этом стихе есть очень важное слово сарва - бхутатма - бхутам. Йшварах сарва - бхутанам хрд-деще `рджуна тиштхати: Господь находится в сердце каждого живого существа. Он никому не завидует, ни к кому не привязан, Он равно относится ко всем. Хотя иногда кажется, что Он кого-то наказывает, это в точности подобно тому, как отец наказывает ребенка ради его же блага. Наказывая кого-то, Он проявляет свое равное отношение ко всем. Поэтому Господь описан как прашантам сама-даршанам. Хоть Он исполняет Свою волю совершенным образом, Он сохраняет уравновешенность при всех обстоятельствах. Он одинаково относится ко всем. - Бхаг. 7.1.43 * * *

ТЕРПЕНИЕ И ГНЕВ

Не задерживайте свое внимание на недостатках и ошибках своих учеников. Чайтанйа Махапрабху подтверждает это, говоря: "Мои дорогие Харидаса и Санатана, для Меня вы маленькие мальчики, которых Я должен воспитывать. Воспитатель никогда не воспринимает всерьез недостатки своих воспитанников". (Чч., Антйа 4.184) В комментарии к этому стиху Шрила Прабхупада дальше расширяет это настроение учителя: "Когда отец воспитывает ребенка и ребенок воспитывается отцом, отец никогда не воспринимает всерьез недостатки своего ребенка. Даже если они и существуют, он не обращает на них внимания". Следующие стихи из Шрймад-Бхагаватам подчеркивают, что наказание подчиненных необходимо, но это следует делать в соответствующем духе. (Махараджа Йудхиштхира спрашивает:) Отец и мать всегда привязаны к своим детям. Когда дети непослушны, родители наказывают их, но не из враждебности, а только ради воспитания и для их же блага. Как Хиранйакашипу, отец Прахлады Махараджа, наказывал такого замечательного сына? Именно это я хотел бы узнать. Неужели возможно, чтобы отец был так жесток к такому возвышенному сыну, примеру послушания? О брахмана, о господин, мне никогда не приходилось слышать о таком противоречии, чтобы любящий отец наказывал своего благородного сына и хотел убить его. Будь так добр, рассей наши сомнения в этом. - Бхаг. 7.4.45-46 * * *

Избегайте гнева, присуждая наказания. Наказывать детей следует не в настроении Хизанйакашипу, а с чувством любящего отца или матери. Тот, кто стремится к самореализации

Навигация:

Страница 36
Страница 35
-- Страница 34 --
Страница 33
Страница 32