Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 17 ------

Бхуриджан пр - Искусство обучения - Страница 17

делает, часто может разраядить потенциально напряженную обстановку.

Даже если нарушение дисциплины происзодит из-за враждебного отношения ученика, то все самые решительные поиски конфронтаций могут быть аннулированы просто следованием вышеуказанным маневрам. Если столкновение начинает вызревать, старайтесь избежать этого тем или иным способом.

ПОМНИТЕ....

Помните, что ученик, всегда занятый деятельностью в сознании Кришны, менее склонен к непослушанию.

Шрила Прабхупада: Вот, к примеру ребенок. Он активен, но его беззаботное баловство надо прекращать, когда он занимается образованием. Смотрите. Тот же самый ребенок, но его активная энергия преобразуется в энергию для получения образования. Он не будет больше баловаться, разбивать это, делать это и то. Он уже занят другой деятельностью, и это уже очищает. Эти юноши, они отказались от употребления интоксикаций и мясоедения. Это не значит, что они вообще не едят. Они едят лучшую пищу. Поэтому они и отказались от бессмысленных вещей. Вот это и есть духовная жизнь. Духовная жизнь предполагает очистительную деятельность.

Шьямасундара: Разумно расссудив, я решил получить образование. я учился в колледже, получал столько степеней, но не мог ничуть контролировать мой ум и чувства, хотя я и пытался делать это. Я так усиленно изучал философию. Но, просто воспевая Харе Кришна и взойдя на платформу служения Господу, вся моя деятельнсоть выстроилась в одном направлении, и в результате другие вещи автоматически встали под контроль.

Шрила Прабхупада: Парам дрштва нивартате. В точности это означает, что хорошая деятельность подразумевает отказ от плохой. Но деятельность не может быть неактивной. Это невозможно, так как душа всегда активна, она жива. Как ее сделать бездеятельной ? Это невозможно. Нирвана значит прекращение бессмысленной деятельности и обращение к духовной жизни. И еще. Атхато брахма-джиднаса. Нирвана не означает прекращение деятельности, это означает прекращение бессмысленной деятельности. Приход к истинной деятельности.

(Беседы, том 3, Лондон, 4 сентября 1971г)

4

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕЛИ ОБРАЗОВАНИЯ В СОЗНАНИИ КРИШНЫ

УВЕЛИЧЕНИЕ ЖЕЛАНИЯ УЧЕНИКА СЛУЖИТЬ КРИШНЕ

Методы по поддержанию дисциплины должны определяться в соответствии с нашими образовательными целями. А какова цель образования в гурукуле ? Многие преданные предложили свои цели: воспитать граждан с высокими моральными качествами, воспитать “не хиппи”, воспитать полезных членов общества, которые могли бы придерживаться принципов преданного служения, воспитать распространителей книг, воспитать преданных, которые могли бы выполнять служение в храме, или воспитать членов варнашрамы.

Чтобы решить, какова же истинная цель гурукулы, давайте вспомним часто цитируемое описание образования в гурукуле, данное Шри Нарадой Муни: “Ученик должен учиться полностью контролировать свои чувства. Он должен быть смиренным и питать чувство глубокого почтения к своему духовному учителю. С великим послушанием брахмачари должен жить в гурукуле лишь для удовлетворения своего гуру”

(Ш.Б. 7.12.1)

И здесь Шрила Прабхупада излагает цели гурукулы:

Сейчас нужно очень хорошо организовать нашу школу сознания Кришны для детей до 15 лет. Родители не должны сопровождать своих детей. В действительности, такова система гурукулы. Дети должны находить полную защиту у духовного учителя, слудить ему и хорошо всему у него учиться. В Индии мы видим, как прекрасно работают юные брахмачари. Они рано поднимаются, чтобы целый день собирать милостыню, согласно наставлениям гуру. Вечером они возвращаются, едят немного риса и ложаться спать без всякой подстилки на пол. И им это приносит удовольствие. И если они не испорчены искусственным стандартом чувственных удовольствий с ранних лет, то из них получатся чудесные здравомыслящие граждане, так как они узнают истинное предназначение жизни. Если они научены воспринимать аскезы как удовольствие, тогда они не испортятся.

удовольствий с ранних лет, то из них получатся чудесные здравомыслящие граждане, так как они узнают истинное предназначение жизни. Если они научены воспринимать аскезы как удовольствие, тогда они не испортятся. Поэтому организуйте все таким образом, чтобы мы помогли этим душам вернуться к Кришне. Это наше истинное дело.

(Письмо Сатсварупе дасу, 25 ноября 1971г)

* * *

Наша цель обучения в гурукуле должна быть ясна: мы хотим наших детей воспитать чистыми преданными Кришны, и таким образом окончить их срок пребывания в материальном мире возвращением домой, обратно к Богу.

В Бхагават-Гите (15.1) Кришна дает нам пример, помогающий нам понять положение души в этом материальном мире.

И пример, который приводит Кришна, и пояснения Шрилы Прабхупады можно соотнести с воспитанием дисциплины у детей. Верховная Личность Бога сказал: “Говорится, что существует бессмертное дерево баньян, корни которго растут вверх, а ветви - вниз, а листья его - ведические гимны. Знающий это дерево познал “Веды”.

Комментарий: В этом материальном мире нет примера подобного дерева, расположенного ветвями вниз и корнями вверх, но тем не менее оно существует. Такое дерево можно обнаружить возле водоема. Нетрудно заметить, что у деревьев, отраженных в воде, ветви направлены вниз, а корни - вверх. Иными словами, дерево этого материального мира - лишь отражение истинного дерева духовного мира. Это отражение духовного мира покоится на желании, точно так же, как отражение дерева - на воде. Желание - причина того, что вещи пребывают в отраженном материальном свете.

(Б.Г. 15.1)

Желание является причиной материального существавания, но желание является и основой достижения лотосных стоп Кришны. Обучение, поэтому, - тонкий процесс, так как никто не может заставить кого-то пожелать найти прибежище на Голоке Вриндаване у лотосных стоп Кришны. Но в процессе обучения

Навигация:

Страница 19
Страница 18
-- Страница 17 --
Страница 16
Страница 15