Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 19 ------

Бхуриджан пр - Искусство обучения - Страница 19

они достигнут шестнадцати лет, обращайтесь с ними как с друзьями. В это время принуждать их не нужно, иначе они уйдут.

(Беседа с учителями в Далласе, июль 1975г)

* * *

По достижении детьми пятнадцати лет к ним надо относится как к друзьям. Это наставление Шрилы Прабхупады. В возрасте шестнадцати лет дети в достаточной степени интеллектуально и эмоционально созревают, чтобы уже усвоить наставления в духе сознания Кришны и следовать им согласно собственному желанию. Те, кому за шестнадцать, будут противиться, если заставлять их действовать против их воли. Более того, если это делать постоянно, у них может нарушиться психика, и они станут слишком зависимы.

Это не значит, что в шестнадцать лет по волшебству дети становятся наравне с взрослыми, родителями и учителями, и что взрослые уже не могут им давать наставления, приказания или советы. Это просто означает, что должно учитываться ложное эго взрослого ребенка. Иначе, если его принуждать без согласия, то можно натолкнуться на сопротивление.

ВЫЗОВ ПЕСОЧНЫХ ЧАСОВ

В пять лет ребенок подчиняется авторитету, он делает все, чтобы ему ни сказали. Он вовлекается в деятельность сознания Кришны просто потому, что ему говорят это делать. Даже если ему не нравится что-то выполнять, он должен и он сделает это. У него нет независимости.

Шрила Прабхупада: В чем его независимость ? Он не может быть независим. Он рожден зависимым, ибо он неотъемлемая частичка Господа. Его конституциональное положение – положение зависимости. К примеру ребенок. Он провозглашает свою независимость. Что же подразумевается под этой независимостью ? Опасность. Вот и все. Просто привлечение опасности. «О, я не люблю своих родителей, я перейду дорогу и пойду куда-нибудь». Итак, если ему позволяют это делать, то ребенок просто призывает опасность. А если он остается под защитой своих родителей, то он всегда в безопасности. Поэтому мнимая независимость живого существа означает его безрассудство, разные виды безрассудства. Оно не может быть независимым. Оно думает, что не зависит от Бога, но оно становится зависимым от своих чувственных удовольствий. Это все. Кто независим ? Есть ли кто-либо, кто ни от чего не зависит ? Все зависимы. Это майа – думать о независимом положении. Лучшее, о чем можно думать, это: «Я зависим, и пусть я поистине буду оставаться в этом положении, тогда я буду защищен».

(Беседы том 1, Колумбия, Огайо, 10 мая 1969г)

* * *

Но к шестнадцати годам дети вольны делать собственный независимый выбор, и их нельзя больше принуждать. Конечно же, как сказал Шрила Прабхупада, «Кто независим ? Есть ли кто-либо, кто ни от чего не зависит ? Все зависимы. Это майа – думать о независимом положении». Однако шестнадцатилетний человек будет стоять на том, что его личные обязательства в сознании Кришны определяют его степень его духовной активности. Он не позволит авторитетам попирать его «независимость» и «свободу». Разумная и благочестивая молодежь будет подчиняться авторитетам сознания Кришны, если это будет ее собственноя волеизъявление, а не принуждение авторитетами.

Наша задача – помочь детям на их пути от пяти до шестнадцати лет, в конце которого они выбрали бы Кришну. Доказательством успешного их воспитания будет их свободный выбор пути продвижения в сознании Кришны. Это должно укорениться в из сознании к шестнадцати годам. Ребенок очень быстро вырастает из пятилетнего возраста, время бежит, как песок пересыпается в песочных часах. И, общаясь со своими учениками, учителям следует иметь ввиду, что у них осталось всего одиннадцать быстротечных лет, чтобы успеть завершить этот переход.

ВОТ ОСНОВНЫЕ СТУПЕНИ:

Ребенок должен принять авторитет и начать подчиняться ему, как можно раньше.

Ребенок постепенно обучается по мере его интеллектуального роста. Поскольку он не противится обучению и выбирает сознание Кришны, ему нужно давать больше свободы. Иначе говоря, здесь необходима постепенная передача прав и полномочий учителя, направляющего ребенка, самому ребенку, точнее, его собственному разуму. Это задача первостепенной важности. Если ребенок совершенным образом впитывает своим разумом наставления учителя, то он сможет чувствовать присутствие своего учителя через его наставления на протяжении всей своей жизни. Для такого ребенка вани важнее, чем вапу.

К шестнадцати годам эта передача должна быть завершена. Ребенок уже должен обладать стойким подготовленным разумом в сознании Кришны, и силой своего разума он должен контролировать свой ум и чувства. Его личные реализации в сознании Кришны должны быть прочными и сильными.

Евам буддхех парам буддхва

Самстабхйатманам атмана

Джахи шатрум маха-бахо

Кама-рупам дурасадам

Итак, познав свою трансцендентальную сущность по отношению к материальным чувствам, уму и разуму, о сильнорукий Арджуна, человек должен укрепить ум с помощью зрелого духовного разума (сознания Кришны), и таким образом – духовной силой – победить этого ненасытного врага – вожделения.

(БГ 3.43)

* * *

КАК ЭТО СДЕЛАТЬ ?

Как можем мы помочь ребенку усилить его понимание сознания Кришны до той степени, в которой он сможет с легкостью, без особых усилий в свои шестнадцать лет выбрать Кришну ? Что же может учитель предложить своим ученикам, наставляя их в этом ? Естественно, мы не можем заставить ребенка, «не задумываясь выбрать Кришну».

ФАКТОРЫ , ДЕЙСТВУЮЩИЕ НЕЗАВИСИМО ОТ КОНТРОЛЯ УЧИТЕЛЯ

Нет однозначных ответов на эти вопросы. Но существует множество факторов, из-за воздействия которых трудно предсказать успехи или неудачи в

Навигация:

Страница 21
Страница 20
-- Страница 19 --
Страница 18
Страница 17