Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 18 ------

Бхуриджан пр - Искусство обучения - Страница 18

можно развить такую атмосферу, благодаря которой ученики склонны были бы усилить свое желание стать сознающими Кришну. Поэтому основная цель обучения и дисциплины в гурукуле такова: учить наших детей таким образом, чтобы они могли легко выбрать путь преданного служения Кришне.

НЕМНОГО ПСИХОЛОГИИ, ПОМОГАЮЩЕЙ НАШИМ ДЕТЯМ

СДЕЛАТЬ ПРАВИЛЬНЫЙ ВЫБОР СОЗНАНИЯ КРИШНЫ

Ведическая культура выдвигает свою точку зрения по вопросу развития детей. Пятнадцатая глава книги “Кришна” начинается с таких слов: “Так Шри Кришна вместе с братом Баларамой миновали десткий возраст, известный как каумара, и вступили в возраст пауганда, который начинается с шестого и заканчивается десятым годом. Возраст с десяти до пятнадцати лет называется каишора, а с пятнадцати лет мальчика называют йаувана или юноша”.

В каждом из этих периодов жизни к ребенку необходимо относится соответствующим образом, чтобы это помогло ему остановить свой выбор на Кришне.

•КАУМАРА

В этом возрасте в основном рекомендуется позволять ребенку делать то, что он хочет. Основная позиция в это время такова: ребенка следует “баловать”. Но что это значит ? Нужно ли ребенку давать в это время строгие наставления ? До какой степени родители должны ему все позволять ? Чего должен достичь ребенок на этой стадии жизни ?

Главной психологической задачей ребенка в эти годы является развитие самоуверенности и чувства безопасности. Поэтому детей следует баловать и нужно дать им почувствовать, как будто бы они - это центр вселенной. И родители могут им многое позволять. Хотя, исходя из разума, ребенку следует обеспечить его умственную, физическую и духовную безопасность, тем не менее для успешного его развития необходима полноценная обстановка любви в семье.

На протяжении первых пяти лет жизни физическое развитие ребенка драматично. Он изменяется, начиная с уровня младенца, который способен только есть, спать и плакать, кончая независимой индивидуальностью, котрая ходит, взбирается по ступенькам и сама спускается, бегает и играет.

Его коммуникативные возможности начинаются с плача и улыбки, затем развивается произнесение односложных слов до целых предложений, до правильного употребления глагольных форм и множественного числа существительных. Вообще, до того, как ребенок научится дружить, он развивается и начинает прогрессировать, начиная с привязанности только к матери, потом уже к отцу и остальным членам семьи. К пятилетнему возрасту дети бросаются не поиски родителей только в критических ситуациях.

В данный период дети эгоцентричны. Они думают, что мир вращается вокруг их прихотей. И обычно, по прошествии этого этапа жизни, ребенок приходит в школу, по привычке считая себя принцем.

•ПАУГАНДА: с пяти до десяти лет.

С пяти до десяти лет ребенок учится общению и усваивает основные законы общественного поведения, что пригодится ему в будущем. Он также усваивает основые академические навыки. Проходя через этапы общения и познания, ребенок становится менее эгоцентричным, так как учится смотреть на различные ситуации глазами других.

Мы можем сказать, что целью этого периода является плавный переход, т.е. необходимо обеспечить детей основными необходимыми навыками, включающими духовное и физическое развитие, познавательную сторону и умение общаться, что позволит ему перейти от детства к юношеству, а затем к зрелости.

Вседозволенность, которая была принята за правило в первые пять лет жизни, должна постепенно трансформироваться в следование дисциплине и почтительному отношению к авторитетам. Это должно проходить постепенно, без ущерба “молодому деревцу”. К десяти годам ребенок должен в совершенстве овладеть контролем над своим умом и чувствами, благодаря правильному сочетанию любви, дисциплины и практики.

Остерегайтесь потворствовать чувственным наслаждениям ребенка в этот период. Шрила Прабхупада утверждает, что в раннем возрасте это является “величайшим насилием” над ребенком, который и так уже ествественным образом удовлетворен и счастлив во всех отношениях.

Если ребенок нна данном этапе воспримет, что жизнь предназначена для чувственных удовольствий, то будет чрезвычайно трудно вернуть его на рельсы дисциплины и ограничивать его в бурные годы юношества.

•КАИШОРА: с десяти до пятнадцати лет

Это критический период, когда и мальчики и девочки достигают половой зрелости. “Если брахмачари не прошел строгую и систематическую подготовку под руководством опытного духовного учителя и не зарекомендовал себя как послушный ученик, этот так называемый брахмачари непременно падет жертвой вожделения”. (Ш.Б. 3.14.20, комментарий).

В эти годы дети развиваются очень динамично. С одной стороны, увеличиваются их умственные способности восприятия окружающего мира, с другой сторны, из детей они вырастают во взрослых, и усиливается тенденция к общению с противоположным полом. Очень часто эмоции юношей и девушек бурные, так как каждый из них имеет свое собственное ложное эго и чувство самоотождествления. Шрила Прабхупада однажды дал наставления учителям гурукулы быть строгими с подростками, чтобы они боялись последствий непослушания.

•ЯУВАНА: после пятнадцати лет.

Джагадиша: Мы видим, что если их держать в хорошей дисциплине, то результаты налицо.

Шрила Прабхупада: Да.Почему мы должны быть снисходительными ? Это ваш недостаток. Действуя из “любви”, мы сможем увидеть наших сыновей и учеников, идущими в ад. Это плохо и это глупо. Но когда они взрослые, когда им уже шестнадцать, к ним следует относиться как к друзьям. Прапте ту шодаше варше путрам митра-вад ачарет. Это наставление (Чанакйи), касающееся возраста с пяти до пятнадцати, где говорится, что сыновей и учеников следует держать в строгой дисциплине. И если они не будут ей следовать, их надо наказывать. А когда

Навигация:

Страница 20
Страница 19
-- Страница 18 --
Страница 17
Страница 16