Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 13 ------

Бхуриджан пр - Искусство обучения - Страница 13

и понять, что для того, чтобы запустить один спутник, работают множество ученых умов. И миллионы удивительных спутников, которые называются планетами, плавают в космосе, так неужели за этим не стоит никакой разум? Что это? Это ли не веская причина?

Журналист: Я не знаю, я должен поразмыслить на этот счет.

Шрила Прабхупада: Вам следует это знать. Как это возможно? Должен же стоять за этим какой-то очень великий разум.

Беседы, Том 1, Лос-Анджелес, 30 декабря 1968г

* * *

Чтобы безукоризненно чем-то управлять, необходим разум. Хорошие учителя используют свой разум, чтобы увеличить время, проводимое в обучении детей. Ниже даются шесть основных принципов управления, которые должны помочь учителю в работе с классом.

ПРИНЦИП ПЕРВЫЙ: РАЗВИВАТЬ ГУНУ БЛАГОСТИ.

Развивайте гуну благости в себе, поднимайте ваших учеников и атмосферу в классе до этой гуны. Обучение может быть успешным, если присутствует стабильность и порядок. Эти качества появляются благодаря духу благости.

саттват санджайате джнанам

раджасо лобха ева ча

прамада мохау тамасо

бхавато джнанам ева ча

Истинное знание рождается из гуны благости, жадность рождается из гуны страсти, а глупость, безумие и иллюзия - из гуны невежества.

Комментарий: Так как современная цивилизация не слишком подходит для живых существ, сознание Кришны в эту эпоху очень рекомендуется. С помощью сознания Кришны общество поднимется до гуны благости. Когда разовьется гуна благости, люди увидят вещи такими, какие они есть. Из-за того, что человек не обучен подлинному знанию, он становится безответственным. Во избежание этой безответственности должно проводиться обучение, способствующее развитию в людях гуны благости, они обретут разум и совершенное знание об истинном положении вещей и таким образом станут счастливы.

(Бхагават-гита, 14.17)

Основным элементом благости является чистота. Неудивительно, что Шрила Прабхупада пишет: “Ваша страна, Америка, станет очень деградированной. И Американцы оценят нашу революционную чистоту. Их дети испытают на себе ее воздействие и все признают ее лекарством”.

(Письмо к Сатсварупе дасу, 28 февраля 1972г)

Так как чистота и благость являются лекарством, учителям следует быть бдительными и ограждать детей от нечистоплотности, страсти и невежества.

джайа-кале ту саттвасйа

деваршин раджасо ‘суран

тамасо йакша-ракшамси

тат-каланугу но ‘бхаджат

Преобладающее влияние качества благости возвышает мудрецов и полубогов и переполняет их чувством к Верховному Господу. Точно так же, если преобладает гуна страсти, то процветают демоны, а доминирующеее влияние гуны невежества ведет к процветанию йакшей и ракшасов. Верховная Личность Бога находится в сердце каждого, способствуя проявлению воздействия на живое существо саттва-гуны, раджо-гуны и тамо-гуны.

(ШБ, 7.1.8)

В сущности благость необходима, так как под ее влиянием мы становимся восприимчивыми к сознанию Кришны.

Йогешвара: Есть ли такие качества, которые отражают большую восприимчивость к божественному одних людей, нежели других ?

Йогешвара: Есть ли такие качества, которые отражают большую восприимчивость к божественному одних людей, нежели других ?

Шрила Прабхупада: Это то, что я объяснил. Саттва-гуна, раджо-гуна, тамо-гуна. Тот, кто находится в саттва-гуне может легко все понять. Для того, кто в раджа-гуне, это нелегко. Ну а тот, кто в гуне невежества, в тамо-гуне, вовсе не может ничего понять.

Йогешвара: Эта степень влияния гун благости, страсти или невежества касается их физического тела ? Или это проблема их гормонального или химического состояния? Это что, химическое состояние, когда люди в большей степени, чем другие, покрыты гунами материальной природы ?

Шрила Прабхупада: Покрыты - значит чем-то грязным. Вот и все.

(Диалоги, том 10, Париж, 15 июня 1974г)

* * *

За дальнейшим разъяснением соотношений между сознанием Кришны и гуной благости, пожалуйста, обращайтесь к главе 5 “Обучение и дисциплина в гунах материальной природы” и к очерку “Возвышение до гуны благости”, который можно найти в приложении.

ПРИНЦИП ВТОРОЙ: СИЛЬНО ПРОПОВЕДОВАТЬ, НО ТЕМ НЕ МЕНЕЕ БЫТЬ ЧУВСТВИТЕЛЬНЫМ.

Шрила Прабхупада однажды сказал, что проповедь способствует тому, что умение управлять сидит на кончиках пальцев. Когда учителя эффективно проповедуют, ученики сотрудничают с ними и не вызывают много проблем. Но к тому же, и ученики тоже должны проповедовать. “Особенно приятно слышать”, - писал Шрила Прабхупада, - “что юноши становятся первоклассными проповедниками. Это существенно. Без проповеди наш институт станет просто мусором.”

(Письмо Дайананде дасу, 11 апреля 1974г)

Эффективная проповедь - это проповедь осознанная и сильная. Проповедь Прабхупады может служить примером этому.

Макханалал: Была одна знаменитость, так называемая инкарнация. По его мнению, он растерял всю свою энергию.

Шрила Прабхупада: Что ?

Макханалал: Он сказал, что растратил всю свою энергию.

Шрила Прабхупада: Он негодяй. Какую он имеет энергию ?

Д-р Пател: Кто ?

Шрила Прабхупада: Любой негодяй, который называет себя инкарнацией Бога. Есть множество таких негодяев.

Макханалал: Не был ли тот Рамакришна, который сказал, что раздал все, и что не имеет больше ничего, кроме...

Шрила Прабхупада: Какой Рамакришна ? Не говорите всякий вздор. Они просто указывают неверный путь. Вот и все.

Д-р Пател: Просто вы бхаджа Кришне и не думаете ни о чем другом. И весь свой разум вы черпаете в этом.

Шрила Прабхупада: Поэтому Кришна сказал: мам екам. “Не иди к этим глупцам и негодяям”.

Мам екам. Ты собьешься с пути. Ведь они указывают ложный путь, они негодяи.

Д-р Пател: Вы так строги.

Шрила Прабхупада: Я должен быть строгим.

Д-р Пател: Строгий, жесткий, и строгий, и жесткий

Шрила Прабхупада: Весь мир испорчен этими майавади. Поэтому я очень и очень строг.

Д-р Пател: Я не говорю строгий. Строгий и жесткий.

Шрила Прабхупада: Нет,

Навигация:

Страница 15
Страница 14
-- Страница 13 --
Страница 12
Страница 11