Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 119 ------

Бхуриджан пр - Искусство обучения - Страница 119

переходя от брахмачарии к грхастхе, от грхастхи к ванапрастхе, а от ванапрастхи к саннйасе, и, таким образом, отречься от материальных наслаждений, которые являются изначальной причиной нашего рабства в этом материальном мире. (ШБ. 7.12.5-7)

17. Комментарий: Согласно правилам и предписаниям, указанным выше, дважды рожденные, а именно: брахманы, кшатрии или вайшии,- должны жить в гурукуле под присмотром духовного учителя, и изучать там ведическую литературу, а также пояснения к ней и Упанишады в соответствии с индивидуальными особенностями каждого. Ученик должен отдать своему духовному учителю все, о чем бы тот не попросил, ибо ученик в вечном долгу перед своим учителем. И тогда, следуя приказу своего духовного учителя, ученик уходит из гурукулы и выбирает один из ашрамов - грхастха, ванапрастха или саннйаса-ашрам, в котором бы он желал продолжать свое служение. Комментарий: Несомненно, учение Вед и их понимание предназначено для различных людей. Представители же трех высших социальных укладов общества - брахманы, кшатрии и вайшии - должны изучать ведическую литературу согласно своим возможностям и уровню осознания. Ведическая литература дает знание, помогающее осознать Истину - Брахман, Параматму и Бхагават. Гурукула нужна именно для этого: чтобы дать ученикам возможность постичь ведическое знание. Еще необходимо рассмотреть один момент, относящийся к данному стиху. Он заключается в том, что из ашрама брахмачари можно перейти в любой другой ашрам: канниаса, ванапрастха или грхастха-ашрам. Но после брахмачари не обязательно становиться грхастхой. Поскольку конечной целью является постижение Абсолютной истины, то нет никакой необходимости проходить через все ашрамы. Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакура принял саннйасу сразу же после ашрама брахмачари. Он не думал, становиться ли ему грхастхой или принять ванапрастху. (ШБ. 7.12.13-14)

18. По традиции, после того, как духовный учитель посвящает своего ученика в мантру Гайтатри, ученик некоторое время живет вдали от дома под присмотром ачарйи, обучаясь духовной жизни. В это время ученик должен служить своему учителю как смиренный слуга. Существует много правил и предписаний для брахмачари, живущего под контролем своего духовного учителя(ачарйи). Даже господь Кришна и Баларама строго следовали этим принципам, пока проходили обучение у своего Духовного учителя Сандипани Муни, живя в его доме в Северной Индии. В соответствии с наставлениями шастр, духовного учителя нужно почитать как Самого Верховного Господа и считать его стоящим на одном с Ним уровне. Кришна и Баларама строго и с великой преданностью следовали принципам брахмачарии и тем самым удовлетворяли Своего духовного учителя, который наставлял Их в ведической мудрости. Очень довольный ими, Сандипани Муни посвятил Их во все тонкости ведического знания, а также таких писаний, как Упанишады. Выслушав Своего учителя лишь один раз, Кришна и Баларама знали уже премудрости всех искусств и наук. За шестьдесят четыре дня и ночи они изучили все искусства и науки, которые только необходимы для жизни в человеческом обществе. Днем учитель давал Им уроки по какому-либо предмету, а к вечеру Они были уже знатоками в этом разделе знаний. Господь Кришна и Баларама - источник всего знания - проявили Свое совершенное понимание важности роли духовного учителя и спросили Своего учителя, выполнения какого служения он пожелал бы от Них. Такое подношение ученика учителю называется гуру-дакшина. Ученик должен быть благодарен своему учителю за полученное от него знание, материальное оно или духовное. (Книга "Кришна", том 2, стр. 51-54)

19. Господь Кришна говорит Судаме: С большим состраданием наш гурудева сказал: "Мои дорогие мальчики, как хорошо, что вы перенесли столько бед ради меня. Каждый заботится в первую очередь о своем теле, но вы так добры, так верны своему гуру, что не тревожась о собственных удобствах, прошли через эти страдания. Я очень рад видеть, что настоящие ученики, подобные вам, готовы преодолеть все препятствия, ради удовлетворения своего духовного учителя. Именно так истинный ученик может заплатить свой долг духовному учителю. Обязанность ученика - посвятить всю свою жизнь служению духовному учителю. О лучшие из дваждырожденных, Я очень доволен вами, Я даю вам свои благословения: пусть все ваши желания исполнятся". Господь Кришна продолжал: "Мы с тобой можем понять, что без благословения духовного учителя никто не может быть счастлив. Лишь по милости духовного учителя можно достичь мира и процветания, а также истинной цели человеческой жизни". (Книга "Кришна", том 3, стр. 74-76)

20. Прежде всего ученик должен практиковать брахмачариу и научиться контролировать свои чувства. Он должен жить, совершая тапасйю, а не наслаждать свои чувства. В прежние времена брахмачари ходили от двери к двери, прося подаяние для ашрама. С самого начала их учили относиться к каждой женщине, как к своей матери. (Учение Господа Капилы, стр. 131)

21. Согласно ведической культуре, с самого раннего возраста ребенка отправляют в гурукулу учиться духовному знанию. Когда он приходит в гурукулу, то становится брахмачари и живет там как смиренный слуга. Не важно, чей он сын: великого брахмана или великого царя, поскольку когда он приходит в гурукулу, то сразу же становится смиренным слугой духовного учителя. Если гуру требует выполнения даже чего-то незначительного, ученик должен быть готов на все. Это удел брахмачари. Даже Кришна учился в