Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 110 ------

Бхуриджан пр - Искусство обучения - Страница 110

раз". Очень эффективен прием, когда вы так спрашиваете говорящего, независимо от того, поняли вы его или нет. "Похоже... Я могу быть неправ, но это то, что я понял". "Мне кажется, вам бы хотелось немного поразмыслить над тем, что я только что сказал. Я правильно вас понял?"

• Игнорирование того, о чем говорит ученик Некоторые учителя в процессе слушания игнорируют то, о чем говорится, или меняют тему разговора.

• Многословность Искусство эффективного ответа заключается в краткости высказывания. "Тощий" ответ обычно более эффективен, чем "жирный", многословный ответ. Иногда намного больше слов уходит на то, чтобы ничего не сказать, чем на то, чтобы что-то сказать. Ваши ответы должны быть краткими, лаконичными, конкретными и точными. Как сказал Шрила Кришнадаса Кавираджа Госвами: "Кратко изложенная истина - вот настоящее красноречие".

• Манипулирование Мы манипулируем, искусно наталкивая ученика на свою точку зрения, не выслушав вначале его самого. Ученик гурукулы: О, я получил сегодня. Посылали в офис к Махараджу два раза в день. Учитель ашрама: (Холодно) Кажется, ты расстроен, что попал в неприятную ситуацию сегодня. Ученик гурукулы: Конечно, я расстроен. Учитель ашрама: (Все еще холодно) Ты расстроен. Ученик гурукулы: Легко сказать, мои родители не возьмут меня на каникулы в Пури, если узнают о моем поведении в присутствии учителя академической дисциплины. Учитель ашрама: Ты думаешь, что тебе не удастся уладить отношения с этим учителем? (Начинает манипулировать) Ученик гурукулы: Вы имеете в виду, что я должен предложить ему свои поклоны и просить у него прощения? Учитель ашрама: Это именно то, что я имею в виду. Еще не так поздно, не так ли? (Проталкивая свое решение) Ученик гурукулы: Да мне лучше не поехать в Пури. (Молчание)

Вот еще несколько примеров манипулирования: Даса: У меня действительно проблемы с учебой. Анудаса: Похоже, ты беспокоишься, так как нечто незначительное не позволяет тебе как следует учиться. Даса: Я не могу понять, почему Шрила Прабхупада так сильно подчеркивал важность выполнения четырех регулирующих принципов и воспевания шестнадцати кругов. Анудаса: Ты, кажется смущен тем, что Шрила Прабхупада не разбавлял водой(не обеднял) процесс, как ты это сделал.

• Открывание и закрывание дверей Мы начинаем слушать с пониманием, но теряем терпение. Это подобно тому, если вы сказали: "Заходите, расскажите, как вы себя чувствуете. Я попытаюсь вас понять," - а потом бы свернули в сторону. Это часто случается, когда слушатель начинает оценивать, осуждать или проповедовать. Даса: Ты выглядишь несчастным. (Слушание с пониманием) Анудаса: Я опять опоздал с предложением Кришне-Балараме. Даса: Ты удручен, потому что думаешь, что нанес божествам оскорбление. (Слушание с пониманием) Анудаса: Да, я действительно расстроен. Я оставляю это служение и буду искать другое, которое не вовлечет меня в совершение такого множества оскорблений. Даса: Но это не будет правильным выходом из данной ситуации. (Оценка) Анудаса: Меня это не беспокоит. Я чувствую, что мне надо уйти в другой храм. Даса: Прабху, переход в другой храм - просто фикция. Понравилось бы Прабхупаде то, что ты действуешь по своей прихоти? (Мораль, проповедь) Почему бы тебе не прочитать несколько кругов сверх нормы и не отдохнуть хорошенько во время ночного сна? И тогда ты увидишь, как будешь чувствовать себя утром. (Совет, предложение решения проблемы) Анудаса: Большое спасибо. (Молчание)

• Слушание без понимания Будьте достаточно внимательны. Слушайте не только слова учеников, но и их чувства, эмоции.

СЛОВО ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЯ

Литература по вопросам развития навыков слушания и того, как следует давать советы, подчеркивает необходимость сопереживания. В словаре дается такое определение этого слова: "Сопереживание - это способность представить себя на месте другой личности, а также разделить и понять его чувства". Понятно, что сопереживание необходимо, особенно, если тот, кого мы слушаем, нуждается в нашем совете. Однако, мы должны быть осторожны быть осторожны с тем, что мы слышим, и с той степенью, с как ой мы хотим разделить мысли и чувства другого. Все, что мы слышим и переживаем, создает самскары, или впечатления, в нашем сознании. Некоторые самскары оставляют глубокий след, такой, что мы продолжаем думать о них еще долгое время после реального проишествия. Яркие детали ужасных сцен могут преследовать нас дни, недели или даже месяцы. Поэтому учитель, который хочет оставаться твердым в сознании Кришны, должен помнить об этих предостережениях в процессе слушания других. Он должен быть честен по отношению к своим нуждам как преданный. Он должен просто определить какие-то границы и просто сказать, к примеру: "Мне кажется неудобным продолжать разговор на эту тему". Хотя учителя, работающие с маленькими детьми, подвергают себя некоторому риску в данном случае; наш опыт показывает, что когда учителя учатся слушать с пониманием, они во многом выигрывают в развитии взаимоотношений с учениками. Но особенно неблагоприятно слушать оскорбления в адрес преданных и долгие описания деятельности, совершающейся в материальном сознании. Приводя цитаты из Маркандейа Пураны, Шрила Джива Госвами сказал, что никто не должен позволять себе слушать тех, кто унижает преданного Господа. - ШБ. 2.4.12

Господь Чайтанйа говорил Рагхунатхе дасу Госвами: грамйа-катха на шуните, грамйа-варта на кахибе Не говори так, как это делают