Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 107 ------

Бхуриджан пр - Искусство обучения - Страница 107

Это основное положение тела, говорящее о привлекательности к чему-либо. Если вы прямо повернулись к кому-то, вы таким образом "говорите": "Мне интересно с вами разговаривать". Даже находясь в группе людей, вы можете как-то повернуться к тому, с кем говорите. Если ваше тело прямо направлено к другой личности, это означает: "Я сейчас вас слушаю".

О: Примите открытое положение. Скрещенные руки и ноги могут быть признаком оборонительного положения. Раскрепощенное (открытое) положение - особенно нескрещенные ноги - является признаком того, что слушающий открыто принимает слова говорящего. И такое положение не воспринимается как оборонительное.

Н: Наклонитесь к личности. Это еще один из признаков выражения интереса и внимания. Взгляните на двух людей, поглощенных разговором. Очень часто они оба наклоняются друг к другу, что является естественным признак ом их увлеченности предметом разговора. И еще найдите двух людей, разговаривающих между собой, но отклоняющихся назад и озирающихся по сторонам. Им, вероятно, наскучила беседа, и им неинтересно поддерживать разговор.

З: Сохраняйте зрительный контакт. При разговоре с другим человеком некоторое время обязательно смотрите ему прямо в глаза. Это даст ему понять, что вы сосредотачиваете на нем все свое внимание. Если этого не делать время от времени, то говорящий зачастую не знает, слушают его или нет. Зрительный контакт не означает, однако, что нужно непрерывно пристально смотреть в глаза собеседнику. Это было бы неестественно, и ставило бы других в неудобное положение.

• Слушание посредством наблюдения несловесных выражений Еще один аспект пассивного слушания - это "слышать" то, о чем говорит тело человека. Точно так же как человек использует свой голос для того, чтобы рассказать, о чем он думает, так и тело он свое использует, чтобы передавать многие несловесные послания. Как сказал Шрила Прабхупада: "Лицо - это показатель состояния ума". Вот несколько примеров того, как язык тела отражается на состоянии ума: Комментарий: Так как лицо является показателем состояния ума человека, то такая святая личность, как Ангира, мог узнать состояние ума любого, просто посмотрев на его лицо. Когда Ангира Рши заметил, какое у царя бесцветное лицо, царь объяснил ему причину своих беспокойств. - ШБ. 6.14.22 * * *

Шри Шупадева Госвами сказал: О царь, услышав речи своего супруга, полубогиня (Ума, супруга Господа Шивы) перестала удивляться поведению царя Читракету, и ее разум успокоился. Комментарий: Когда Парвати вспомнила, как она прокляла Читракету, ей стало очень стыдно, и она укрыла свое лицо юбкой своего сари, признавая тем самым, что она была неправа, обрушив проклятие на Читракету. - ШБ. 6.17.36 * * *

Чайтанйа Махапрабху сказал Сарвабхауме Бхаттачарйе: "Господь Шива поведал Богине Дурге, повелительнице материального мира: "Я прихожу в век Кали в теле брахманагг и объясняю Веды посредством ложных писаний в духе атеизма, сходного с философией буддизма". Сарвабхаума Бхаттачарйа очень удивился, услышав это. Он был ошеломлен и ничего не сказал. - Чч. Мадхйа 6.182-183 * * *

Шри Чайтанйа Махапрабху ощущал безграничное счастье, видя, как Санатана Госвами строго следовал принципам саннйасы. Однако, Он опять взглянул на шерстяное одеяло Санатаны Госвами. И так как Он опять посмотрел на это дорогое шерстяное одеяло, Санатана Госвами понял, что Господь не одобряет этого. И тогда он стал обдумывать, как от этой вещи избавиться. - Чч. Мадхйа 20.82-83 * * *

Проверьте себя, угадаете ли вы значение следующих движений тела. • Человек кивает головой вверх и вниз. • Человек говорит громким грубым голосом. • Человек вдруг широко открывает глаза. • Человек опускает глаза при разговоре. • Человек, понурившись, сидит на стуле. • Человек постоянно суетится.

СЛУШАНИЕ

На данной стадии активность вовлечения слушателя в разговор более велика, чем на стадии пассивного слушания. Здесь используется различные словесные признания и никакого осуждения. Это дает говорящему знать о том, что вы на самом деле не спите, а слушаете. Вот некоторые типичные ответы: "Ты сделал это, неужели?" "Я вижу" "Действительно!" "Интересно" "Так оно и есть?" "Неглупо" "Как насчет этого?" "О!" "Не говори" "Мм..."

ПРИГЛАШЕНИЕ К БОЛЕЕ ГЛУБОКОМУ ОБЩЕНИЮ

Чтобы показать говорящему, что вы не просто не дремлете и слушаете, но еще и интересуетесь, вы можете в соответствующий момент вставлять фразы, которые позволят говорящему углубить разговор. Если их произносить искренно, то это может вдохновить на беседу. Ниже даются несколько примеров таких приглашений к более глубокому общению. "Я бы хотел услышать больше об этом" "Тебе хотелось бы об этом поговорить?" "Это кажется в действительности важным для тебя" "Мне было бы интересно узнать твое мнение" "Давайте выслушаем, что у вас есть сказать" "Расскажи мне об этом" "Продолжай, я слушаю" "Расскажи мне всю историю" "Расскажи мне больше" "Давай обсудим это"

ОТВЕТ С ПОНИМАНИЕМ

Чайтанйа Махапрабху пассивно, но внимательно слушал Сарвабхауму Бхаттачарйу семь дней. Из-за того, что Чайтанйа Махапрабху не отвечал и даже ничем не показывал, что Он понимает слова Бхаттачарйи, Бхаттачарйа усомнился, действительно ли Господь ясно понимает всю ту философию, о которой он Ему говорил. На восьмой день Сарвабхаума Бхаттачарйа сказал Чайтанйе Махапрабху: "Ты слушал философию Веданты из моих уст на протяжении семи дней. Ты