Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 106 ------

Бхуриджан пр - Искусство обучения - Страница 106

без колебаний следует приступить к изучению этой философии, непрестанно слушая ее из уст высшей личности". Господь Чайтанйа ответил: "Ты так милостив ко Мне, и я думаю, что моя обязанность - подчиняться твоим наставлениям". Таким образом, на протяжении семи дней Шри чайтанйа Махапрабху слушал философию Веданты в изложении Сарвабхаумы Бхаттачарйи. Однако, Чайтанйа Махапрабху ничего не говорил и ничего не показывал, было ли все это верно или нет. Он просто сидел и слушал Бхаттачарйу. - Чч., Мадхйа 6. 118-123 * * *

Учитель слушает своего ученика из интереса. Он также выслушивает его из необходимости. А без слушания учителю трудно узнать мысли своего ученика. Шрила Прабхупада: Итак, Абсолютную Истину можно осознать, как три аспекта. Брахмети паратмети бхагаван ити шабдйате. Некоторые осознают Абсолютную Истину как имперсональный Брахман, другие - как локализованную Параматму, находящуюся в сердце каждого, и конечный уровень осознания - это Верховная Личность Бога, Кришна. Кршнас ту бхагаван свайам. Так какой же аспект вы культивируете, Параматмы или имперсонального Брахмана, или Верховной Личности Бога? - Беседы, том 10, Германия, 19 июня, 1974

* * *

Не зная мыслей своего ученика, учитель не сможет увидеть его нужды и дать подходящий совет или наставление. Шрила Прабхупада: Это подобно лечению медикаментами. Если вы знаете, что будет в итоге... В Айурведическом лечении это называется нидана, или диагноз. ПРежде всего, перед лечением пациента вы ставите ему диагноз. И тогда вы можете дать соответствующее лекарство. - Беседы, том 2, Германия, 19 июня, 1974

И даже если учителю известны мысли его ученика, он все равно должен задавать вопросы и выслушивать его - и то, и другое необходимо для развития взаимоотношений и ради подтверждения своей-же интуиции. Когда благожелательный Ангира Муни путешествовал по земле Махараджа Читракету, он спросил царя о его благосостоянии, а затем сказал следующее: О царь, находятся ли под твоим контролем твои женщины, граждане, секретари и слуги, а также торговцы специями и маслом? А находишься ли ты под полным контролем министров, обитателей твоего дворца, твоих губернаторов провинций, твоих сыновей и других твоих подчиненных? Если ум царя полностью контролируем, то все члены его семьи и правительственные чиновники находятся в его подчинении. Губернаторы провинций предоставляют ему вовремя пошлину, не сопротивляясь, что говорить о менее важных случаях? О царь Читракету, я вижу, что твой ум неудовлетворен. Кажется, что ты не достиг своей желанной цели. Причина ли эта в тебе самом или в ком-то другом? Бледность твоего лица говорит о твоих больших беспокойствах. Шупадева Госвами сказал: О царь Парикшит, хотя великий мудрец Ангира знал все, он тем не менее задавал царю такие вопросы. Таким образом, царь Читракету, желающий иметь сына, склонился в глубоком смирении перед великим мудрецом и заговорил. - ШБ. 6.14.19-22 * * *

Если ученик уважает своего учителя и верит, что его учитель правильно понимает его и желает ему блага, то такой ученик будет больше доверять ему свои мысли, и, таким образом, получать дальнейшие наставления. Царь Читракету сказал: О великая душа, ты все знаешь, но все же ты спрашиваешь меня, в чем причина моих беспокойств. Поэтому, в ответ на твой вопрос, позволь мне раскрыть причину всего. Мне не приносят удовлетворения ни империя, ни богатства, ни все мои владения, чего желают даже великие полубоги, и причина всего этого в том, что у меня нет сына. - ШБ. 6.14.24-25

Естественно, учителя должны быть квалифицированны, и они должны быть достойны такого доверия. И тогда станет возможным достичь взаимообмена любовью, о которой также говорит Шрила Рупа Госвами: гухиам акйати прччхати, "поверять свои мысли". Внимательно выслушивая учеников, учитель помогает им находить свое собственное решение проблем. Просто слушая и как следует отвечая им, учитель помогает ученику яснее взглянуть на проблемы. Внимательное слушание - признак гуны благости. Если учитель находится в гуне благости, то ученик, общаясь с ним, будет продвигаться. В Бхагавад-гите(14.17) Кришна говорит: саттват санджайате джанам, "истинное знание развивается из гуны благости". В комментарии Шрила Прабхупада пишет: "Получив воспитание в гуне благости, они обретут разум и совершенное знание об истинном положении вещей, и достигнут счастья и процветания".

СТАДИИ СЛУШАНИЯ

Существует четыре прогрессивные стадии слушания: пассивное слушание, слушание с признанием и без осуждения, слушание с приглашением к более глубокому общению и слушание и отзывчивость с пониманием. Каждая стадия включает в себя характеристику и методику предыдущих.

ПАССИВНОЕ СЛУШАНИЕ

Когда образовались уши вселенской формы, в них, вместе с функцией слуха, вошли полубоги, повелевающие сторонами света. Так живые существа обрели способность слушать и руководствоваться услышанным. Комментарий: Уши - это самый важный орган живого существа. Звук является главным источником информации о неизвестных нам или отдаленных от нас предметах. ШБ. 3.6.17

Пассивный слушатель достигает понимания в процессе слушания, и он отвечает словесно. Он выражает свой интерес и внимание(или недостаток интереса и внимания) положением своего физического тела. Буквы П-О-Н-З могут напомнить нам о четырех основных положениях тела, которые мы можем принять, выражая другим то, что мы их слушаем. П: Повернитесь прямо к говорящему.