Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 105 ------

Бхуриджан пр - Искусство обучения - Страница 105

все наши мыли, наши радости и наши несчастья. ведахам саматитани вартаманани чарджуна бхавишйани ча бхутани мам ту веда на кашчана О Арджуна, как Верховная Личность Бога, Я знаю все, что происходило в прошлом, происходит в настоящем, и все, что еще должно свершиться. Я также знаю всех живых существ - Меня же не знает никто. - Бг. 7.26

Шрила Прабхупада, будучи представителем нашего Верховного Друга, так заканчивал свои письма: "Ваш вечный благожелатель". Когда ученик начинает осознавать личность учителя, не только как квалифицированного, знающего и опытного педагога, но и как друга-благожелателя, его доверие и вера начинают усиливаться. А когда возникает доверие, то послушание и покорность автоматически следуют за ним. В распоряжении учителя, работающего с такими послушными и покорными учениками, имеется все необходимое для их обучения. В отношениях же с теми, у которых такого понимания еще нет, учителю следует быть более осторожным.

КАМНИ ПРЕТКНОВЕНИЯ

Большинство учителей отвечают на личные проблемы учеников то приказаниями, то угрозами, то читают им морали или проповедуют, утешают дают логически выстроенную лекцию, обвиняют, насмехаются, проводят психоанализ, исследования, допрос, пользуются отвлекающими моментами, сводят все к шутке. Такие подходы не будут негативно сказываться на покорных учениках. Хотя их продолжительное использование будет неблагоприятно сказываться на развитии дальнейших взаимоотношений учителя и еще не подчиняющихся учеников. Даже если учитель, возможно, и совершенно правильно проповедует или расследует, но при этом его слова не будут иметь должного эффекта, поскольку его отношения с учениками еще не установились. Шрила Прабхупада: Все говорят: "Я думаю так". Так в чем же твоя ценность, в том, что ты думаешь именно так? Это Кали-йуга. Потому что еще нет установленного знания. Если ребенок говорит отцу: "Ты должен сделать так," - можно ли принять его мнение? Если он не знает, о чем говорит, как он может высказывать свое мнение? Но сейчас, в этот век у каждого есть свое готовое мнение. Поэтому существует борьба, ссоры. - Беседы, том 10, Германия, 10 июня, 1974

* * *

Вышеперечисленные ответы учителей можно разделить на четыре основные группы: 1. Расследование 2. Совет 3. Оценка 4. Объяснение

1. Расследуя, задавая вопросы, учитель часто этим самым выдает свое подозрение, недостаток доверия и сомнения. И не смотря на его хорошие намерения, это может осложнить поиск решения проблемы ученика. Каждый вопрос учителя требует какого-то определенного ответа, тем самым ограничивая возможности ученика в высказывании его собственных заключений. 2. Советуя, т.е. предлагая какие-либо решения, проповедуя, читая морали или искусные логически выстроенные лекции, учитель часто в глазах ученика не совсем верно понимает его, особенно когда учитель не выслушивает внимательно ученика с самого начала. При таких подходах в ученике слабо развивается уверенность в своих собственных силах решать свои проблемы и он становится более зависимым от учителя. 3. Когда учитель оценивает - не соглашается, осуждает, критикует, - ученик чувствует себя глупым, у него возникает чувство неполноценности. Он становится в оборонительную позицию, критикует в ответ и скрывает свои истинные чувства. 4. Поясняя, т.е. анализируя, исследуя, учитель дает понять ученику, что он его вычислил. Он знает мотивы, которые движут учеником. И если учитель прав, то ученик чувствует себя неловко, осознает свои ошибки и то, что его разоблачили. Если же он неправ, то ученик очень часто впадает в гнев, обижается, это его возмущает. Во всех четырех случаях, учитель действует, основываясь на собственном восприятии, опыте и понимании, а не ученика. К сожалению, более 90% наших ответов попадают в разряд этих четырех категорий. Вахулашва: Они говорят и то, что никто и никогда не может быть чистым, что каждый обречен быть грешником. Шрила Прабхупада: Атмават манйате джагат. Это качество обусловленной души. Если человек глуп, он думает, что все остальные тоже глупы. Любой так думает: "Он подобен мне". Это природа. Амават манйате джагат. "Каждый судит о других по себе". Если он глуп, он думает, что все глупы. Эти вещи не требуют доказательств. - Беседы, том 14, Лос Анджелес, 25 июня, 1975

* * *

Как же тогда учителю разрешить проблемы учеников, если таковые возникают, и в то же самое время углубить развитие взаимоотношений? Наше предложение такое: учитель начинает со слушания. Для углубления отношений с подчиняющимися и неподчиняющимися учениками слушание должно стать эффективным методом. И учителю даже нет необходимости давать немедленную оценку, что говорить уже о соглашении или несоглашении с тем, что он слышит. Он может все это сделать в подходящее время и при соответствующих отношениях. Господь Чайтанйа Махапрабху показал пример этому в Своем предисловии к Его поучению Сарвабхауме Бхаттачарйе. На следующее утро Шри Чайтанйа Махапрабху Сарвабхаума Бхаттачарйа отправились посетить храм Господа Джаганнатхи. Оба они были в прекрасном расположении духа. Когда они вошли в храм, Сарвабхаума Бхаттачарйа предложил Чайтанйе Махапрабху место для сидения, а сам сел на пол из уважения к саннйаси. И тогда он начал давать Чайтанйе Махапрабху наставления в соответствии с философией Веданты. Чувствуя любовь и преданность к Господу, Бхаттачарйа сказал следующее: "Слушание философии Веданты - главная деятельность саннйаси. Поэтому Вам