Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 104 ------

Бхуриджан пр - Искусство обучения - Страница 104

класса джапы. Так как ребенок не практикует сознание Кришны серьезно, учитель предвидит трудности которые могут появится у мальчика в ближайшие годы и поэтому он желает помочь ему. Кто обладатель этой проблемы? Очевидно, что эта проблема мальчика и учитель правильно понимает, что он не может эффективным образом заставить этого неподдающегося ученика, который не придается воспевать. Учитель поэтому прибегает к попытке помочь посредством рекомендованного процесса слушания или советования. Однако, когда учитель непосредственно затевает обсуждение проблемы "невнимательной джапы" с учеником, ответ ученика ясно указывает на то, что мальчик не признает свое "невнимательное повторение джапы" проблемой. Преданные учителя часто обнаруживают, что они желают, чтобы их ученики честно ценили деятельность в сознании Кришны. Поэтому мы слышим в гурукулах возмущенные крики: "Слушай внимательно когда читаешь джапу!" или "Пой и танцуй во время мангала арати!" - которые все являются совершенно бесполезными. Как учитель должен относиться к проблеме которая ясно принадлежит ученику? И если ученик хочет решить свою проблему и приходит к учителю за помощью, способность учителя помочь увеличивается. Но в этих ситуациях, ученик обычно не принимает того, что у него есть проблема, и поэтому у него нет мотивов продвигаться вперед в поисках решения. Моя рекомендацмя, это принять настроение заинтересованной дружбы по отношению к ученику и обсудить этот предмет с ним или с ней. Шрила Прабхупада продемонстрировал это в письме к Ганди в 1947 году. Он начал свое письмо таким образом: "Как искренний друг, я не должен отклоняться от моего долга по отношению к другу такому как вы сами. Я обращаюсь к вам как искренний друг и говорю, что вы должны немедленно удалиться от активной политики, если вы не желаете умереть бесславной смертью". Если ученик имеет доверие и любовь к своему учителю, и если он разумен, он помет принять, что у него действительно есть проблема. Если ученик ответственно принимает то что у него есть проблема, учитель затем может поговорить с ним, выслушать его и сделать все от него зависящее для того, чтобы помочь ученику решить эту проблему. Если ученик не принимает того, что проблема действительно существует или что решение этой проблемы важно для него, учитель может все же постараться помочь более косвенно: 1. Учитель может прибегнуть к внешним изменениям (требовать меньше кругов. Устрой таким образом чтобы у ученика было другое общение, обеспечить наушниками если он включал магнитофон слишком громко) 2. Учитель также может избежать конфронтации посредством того что изменит свои собственные ожидания того что должен делать ученик. 3. Как третий выход, он может постараться улучшить свои взаимоотношения учеником и позже постараться сделать это вновь. Заключение Поскольку метод, который использует учитель для того чтобы приблизиться и попробовать как-то разрешить неудовлетворительное поведение ученика зависит от того кто же обладает проблемой, первый шаг во взаимоотношениях с этой проблемой это решить принадлежит ли эта проблема учителю или же ученику. Если проблема принадлежит ученику и учитель не смиренен, самым подходящим для учителя будет стать советчиком. Если проблема принадлежит учителю, то занимать в этом случае позицию советчика не годится и учитель должен непосредственно воздействовать на ученика. Учитель не должен стараться взять полную ответственность за проблемы и недостатки которые есть в ученике, особенно в сознании Кришны, если ученик не смиренен. Если учитель рассматривает проблему ученика как если бы она принадлежала ему самому, без добровольного подчинения ученика, то учитель только исполнится беспокойством и потерпит неудачу в своих попытках помочь. Учитель должен также иметь ввиду, что когда все другие методы потерпят неудачу они прибегнут к секретному оружию. Цитата Джон Леннон: Хорошо, это то что он обычно говорит и об остальных. Шрила Прабхупада: Нет нет на самом деле он не может быть авторитетом, потому что ничего не говорит о Кришне. Если к вам приходит почтальон, ничего не знающий о своем почтовом отделении, что это за почтальон? Йока Она: Но он говорит о своем почтовом отделении. Шрила Прабхупада: Нет, вы не можете создать свое собственное почтовое отделение. Существует только одна почта, государственная. Йока Она: Да, конечно, я уверена что почта одна. Шрила Прабхупада: Вы не можете создать свою почту. Почтальон заявляет: "Я - представитель другой почты",- можно сразу понять, что он не авторитетен. Йока Она: Нет, он тоже говорит, что его почта единственная7 Ученик: Вы были в этом почтовом отделении, и это не удовлетворило вас. Поэтому сейчас вы здесь. Так что нужно попробовать. Джон Леннон: Мы это и делаем: пробуем все. Впрочем, Йока никогда не встречалась с Махариши. И так, посоветуйте, как отличить истинное от ложного. Я знаком с людьми, которые годами ищут гуру и учителей. И это их вполне удовлетворяет. Шрила Прабхупада: Принесите прасад. Беседы, том 2, Лондон, сентябрь 11, 1969

23

РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТИ СЛУШАТЬ

_

ДРУГ - БЛАГОЖЕЛАТЕЛЬ

В конце Бхагавад-гиты в пятнадцатой главе Шри Кришна говорит Арджуне, что Он сухрдам сарва-бхутанам, друг всех живых существ. Кришна - наш друг, и поэтому путешествует с нами из тела в тело, ишварах сарва-бхутунам хрд-деше` рджуна тиштхати, зная