Войти Добавить текст
Вы здесь:
Оглавление: metod
------ Страница 6 ------

metod - Страница 6

(кродхад бхавати саммохах).

6. Пребывая в иллюзии, человек забывает о своем истинном положении и в духовном плане, и в материальном (саммохат смрити-вибхрамах).

7. Таким образом, вся парадигма реальности, которая является продуктом буддхи, теряется и искажается (смрити-бхрамшад буддхи-нашо).

8. Человек снова падает в болото материальной жизни (буддхи-нашат пранашьяти).

Г. Тот, кто утверждается в буддхе-йоге, в действительности живет в другом мире, нежели материалист. Находясь в том же самом месте, буддхи-йог видит реальность совсем в ином свете, поскольку его разум нацелен на самоосознание, а не на удовлетворение чувств (2.69).

Д. Сознание Кришны – это конечная стадия, на которой отсутствуют желания (2.71).

1. Признавая верховное положение Кришны и свое собственное положение слуги, человек из-за мирских желаний не сойдет с пути, ведущего к трансцендентному.

2. Это уровень полной удовлетворенности.

3. Итак, для того, чтобы достичь умиротворения, Арджуна должен порвать со своими материальными привязанностями, которые препятствуют выполнению дхармы. Если Арджуна желает умиротворения, он должен исполнять указание Кришны и сражаться.

4. Деятельность в чистом сознании Кришны позволяет человеку вступить в духовный мир даже при этой жизни (2.72).

Глава 3

Карма-йога

Разрешение спорного вопроса:

Отречение от деятельности или деятельность в нишкама-карма-йоге (3.1-9)

В предыдущей главе Кришна подчеркнул важность буддхи, разума. Он дал Арджуне наставление при помощи буддхи-йоги “отбросить все желания, влекущие за собой отвратительные поступки” (2.49). Это утверждение только усилило замешательство Арджуны, так как он считал сражение ужасной и греховной деятельностью.

Арджуна считал, что для того, чтобы избежать зависимости от материального, необходимо оставить общество и отказаться от выполнения предписанных обязанностей.1 Это типичная ошибка новичков в духовной жизни. Они думают, что всякая деятельность ведет к зависимости, и для того, чтобы избежать кармы, нужно просто прекратить деятельность. В этом разделе Кришна решительно исправляет это ошибочное понимание.

Основная тема:

Освобождение или рабство определяются не деятельностью, а сознанием, с которым эта деятельность совершается. Следовательно, отречением является не отказ от деятельности, а отказ от привязанности к плодам этой деятельности.

Подпункты:

А. Отречение от деятельности без необходимой подготовки, знания и очищения приведет к краху на пути духовного осознания. Отказавшись от выполнения предписанных обязанностей, незрелый неофит, вставший на путь отречения, будет заниматься греховной деятельностью, так как он еще привязан к деятельности (3.1, 4 и 5).

1. Отказавшись от выполнения предписанных обязанностей, человек лишает себя возможности постепенного очищения от умонастроения наслаждающегося. Если в сердце человека, отказавшегося от выполнения предписанных обязанностей, возникнет желание действовать ради плодов, у него не будет позитивного пути для удовлетворения этого желания в рамках религии. Поэтому он подвергается огромному риску, так как может прибегнуть к неблагочестивым средствам удовлетворения этого желания. В этом опасность преждевременного отречения (3.4).

2. Отречение от деятельности не есть средство очищения, это результат очищения.

3. Душа активна по своей природе, поэтому отречение от деятельности в принципе невозможно. Напротив, человеку следует действовать на уровне чистоты.

4. Скороспелое принятие жизни в отречении прежде, чем человек разовьет в себе необходимые качества, может быть попыткой удовлетворять чувства на тонком уровне такими вещами, как выгода, почет и стремление выделиться из общей массы. Кришна с насмешкой противопоставляет это псевдо-отречение честной попытке очищения по правилам карма-йоги (3.6-7).

5. Предписанные обязанности слишком важны, чтобы отвергнуть их по собственной прихоти. Наряду с тем, что они очищают сердце, они также поддерживают стабильность в обществе и даже физическое здоровье человека (3.8).

Б. Путь бездействия (санкхья-йога) и путь действия (карма-йога) взаимозависимы и не противоречат друг другу.

1. Философский анализ (санкхья-йога) косвенным путем приводит человека к сознанию Кришны. Он помогает осознать свою духовную природу. Затем человек может осознать свою связь со Всевышним, Кришной.

2. Метод сознания Кришны (буддхи-йога, или карма-йога) означает деятельность на уровне осознания своей духовной связи со Сверхдушой.

3. Хотя санкхья-йога и буддхи-йога - два направления одного и того же пути самоосознания, все же сознание Кришны – высший метод благодаря своей практичности. В сознании Кришны человеку не нужно подавлять свое желание действовать. И эта деятельность в преданном служении, с помощью которой человек понимает свое истинное положение, является очищающим фактором. Здесь меньше возможностей для падения и продвижение совершается быстро и легко (3.3).

В. Деятельность, совершаемая в сознании Кришны, есть деятельность во имя Вишну (ягья-артхат). Все существа вынуждены действовать в соответствии со своей природой. Им следует действовать только во имя Вишну и таким образом освободиться от оков кармической деятельности (3.9).

От карма-канды к карма-йоге (3.10-16)

Кришна уже установил, что не следует искусственно отрекаться от деятельности. Напротив, необходимо выполнять предписанные обязанности, действуя в духе отречения. Теперь Он объяснит, что делать тем, кто не может действовать на уровне отречения, но желает достичь этого. Удовлетворяя свои материальные желания в рамках религии, те, кто привязан, очистятся.

Основная тема:

Господь Кришна создал материальный мир для того, чтобы побудить людей совершать жертвоприношения. Он устроил так, что материальный прогресс зависит от ягьи. Поклоняясь Господу с целью получить материальное благополучие, человек очищается и прогрессирует.

Подпункты:

А. Лестница йоги

1. КАРМА-КАНДА

Удовлетворение чувств с соблюдением определенных правил приводит основную массу людей к религиозности. Карма-канда различными способами

Навигация:

Страница 8
Страница 7
-- Страница 6 --
Страница 5
Страница 4