Войти Добавить текст
Вы здесь:
Оглавление: metod
------ Страница 4 ------

metod - Страница 4

Во-первых, есть сва-дхарма для тех, кто не достиг самоосознания. В системе варнашрамы человек, выполняя свои обязанности, осуществляет свои материальные желания регулируемым образом и это постепенно сводит на нет представление о жизни как о жизни тела и побуждает к отречению. Большинство доводов Кришны в этой части проистекают из этого объяснения понятия “сва-дхарма”.

2. Во-вторых, существует сва-дхарма для уже достигших освобождения. Это чисто духовные обязанности, не основанные на личном желании человека или типе его обусловленности (2.31).

В. Обязанности кшатрия.

1. Основной обязанностью кшатрия является защита граждан. Поэтому кшатрии проходят специальную подготовку, чтобы стать искусными воинами, всегда готовыми сражаться, не уклоняясь от битвы, которая может быть необходима для защиты общества (2.31).

2. Победа в праведном бою приносит мирскую славу, а в случае смерти человек переносится на высшие планеты. Любой исход благоприятен для кшатрия, и поэтому он с рвением стремится на поле битвы (2.31-32).

а) Эти доводы справедливы и для Арджуны, опасающегося последствий греха (2.33).

б) Арджуна говорил, что убивать в сражении будет грехом. Однако Кришна определяет грех как пренебрежение своим долгом. И поскольку долг Арджуны как кшатрия состоит в том, чтобы сражаться, то грехом будет не убивать. 1

Г. Тот, кто уклоняется от исполнения своего долга, никогда не заслужит уважения. В своем нежелании сражаться Арджуна возомнил себя святым. Однако Кришна указал на то, что Арджуна хочет избежать участия в сражении из-за своей привязанности к телу. Подобная слабость не будет высоко оценена теми великими кшатриями, чье мнение уважал Арджуна (2.33-37).

Д. Разбив доводы Арджуны о наслаждении, Кришна быстро возвращает разговор в прежнее русло и поднимает его на трансцендентный уровень. В стихе 38 Он говорит, что истинная причина того, почему Арджуна должен сражаться, не в том, что это принесет ему материальное счастье, а в том, что это – его долг. Кришна говорит, что не стоит беспокоиться, если приходит счастье или несчастье, нужно просто неуклонно выполнять свой долг. Такое отношение, исполненное сознания долга и преданности, освобождает человека от всех видов зависимости.

Буддхи-йога (нишкама-карма):

Сражайся!

Но не создавай последствий своих действий. (2.39-53)

Арджуна не может думать о битве иначе, как о грехе. Поэтому бездействие представляется ему единственным решением проблемы греха. Этому неверному пониманию Кришна противопоставляет совершенно иной образ действий – буддхи-йогу.

Под понятием “буддхи-йога” подразумевается связь с Богом через разум. Сосредоточив свой разум на концепции души, человек больше не будет действовать ради получения плодов своей деятельности, связанных с телом. Человек будет продолжать действовать, но уже в настроении отречения от материальных результатов. В этом разделе Кришна рассеивает страх Арджуны перед последствиями грехов и дает Арджуне истинное понимание святости.

Основная тема:

Человека связывает не сама деятельность, а сознание, с которым он выполняет ее. Человек будет свободен от зависимости, если в своих действиях он руководствуется представлениями о вечном, духовном “я”.

Подпункты:

А. Существует два уровня буддхи-йоги.

1. Первый заключается в том, что человек действует, зная, что он не является телом. Это освобождает его от желания пожинать плоды своей деятельности.

2. Второй, более высокий уровень буддхи-йоги заключается в том, что человек действует, зная, что он – вечный слуга Кришны. Это не только освобождает человека от желания пожинать плоды своей деятельности, но и дает трансцендентное желание удовлетворить Верховную Личность Бога.

Б. Деятельность на уровне буддхи-йоги разительно отличается от деятельности на материальном уровне (2.40).

1. О материальной деятельности судят по ощутимым результатам, которые она приносит. Следовательно, она считается удачной только в случае, если она доведена до конца. Но любой объем деятельности, совершенной в буддхи-йоге (сознании Кришны) имеет постоянное воздействие на сознание индивида. Это воздействие переносится в следующую жизнь человека. Продолжение продвижения по пути самоосознания начинается с уровня, на котором он остановился.

2. Следует понять, что любая материальная деятельность в конечном счете бесплодна, ибо она временна. Деятельность в сознании Кришны, напротив, навсегда остается с живым существом.

В. Стойкая решимость (вьявасаятмика-буддхи) достичь успеха в духовной жизни характеризует человека, практикующего буддхи-йогу. Материалисты переменчивы, так как они подчиняются диктату постоянно меняющегося ума. Однако преданные сосредотачивают свой разум на служении Господу, понимая, что Он – Верховная Личность Бога, источник всего Творения (2.41).

1. Вишванатха Чакраварти Тхакур объясняет, что вьявасаятмика-буддхи – это принятие наставлений духовного учителя как миссии своей жизни.

2. Можно считать, что человек прочно утвердил свой разум в преданном служении, если он имеет твердую веру в то, что служа только Кришне, он выполняет и все другие обязанности.

Г. Тот, кто пытается продвинуться в буддхи-йоге, должен оставить привязанность к совершению многочисленных ведических ритуалов (2.42-46, 52 и 53).

1. Неспособность различить мелкие, второстепенные обязанности от основных обязанностей чистого преданного служения создает значительное препятствие на пути предания себя Господу.

а) Поскольку предназначение Вед состоит в том, чтобы очищать людей, то Веды предписывают различные дхармы для людей, находящихся на разных уровнях развития сознания.

б) Определенные разделы Вед, называемые “карма-канда”, привлекают людей, привязанных к удовлетворению чувств. Однажды привлеченные Ведами, они смогут совершать дальнейшее продвижение.

в) Следуя путем Вед, человек постепенно отрешается от удовлетворения чувств и от религии, сулящей материальную выгоду, и таким образом продвигается к цели, чистому

Навигация:

Страница 6
Страница 5
-- Страница 4 --
Страница 3
Страница 2