Войти Добавить текст
Вы здесь:
Оглавление: metod
------ Страница 2 ------

metod - Страница 2

преимуществ.

Б. “Бхагавад-гита” представляет Кришну, Верховную Личность Бога, в качестве близкого слуги Его преданного (1.21-22, 24-25).

Подпункты:

А. В первой главе мы находим некоторые признаки, которые предвещают несомненную победу предавшейся душе:

1. Текст 1: Первое слово “Гиты” – дхарма-кшетре. Поскольку битва происходит в святом месте (Курукшетре), те, кто религиозен (Пандавы), несомненно, одержат победу.

2. Текст 9: Слова Дурьодханы “они готовы отдать свои жизни” предвещают гибель всех его воинов.

3. Текст 12: В ответ на слова Дурьодханы Бхишма трубит в раковину, символ Вишну.

4. Текст 14:

а) Кришна, Верховная Личность Бога, на стороне Пандавов.

б) Следовательно и Лакшми, Богиня удачи, тоже на стороне Пандавов.

в) Раковины Пандавов трансцендентны.

5. Текст 15: Верховная Личность Бога (Хришикеша) будет лично управлять чувствами Арджуны.

6. Текст 19: Убежденность преданного в том, что Кришна предоставит ему защиту, заставляет трепетать сердца врагов.

7. Текст 20: На колеснице Арджуны присутствует Хануман.

Б. Чтобы правильно понять “Бхагавад-гиту”, следует изучать ее под руководством истинного духовного учителя, принадлежащего к цепи ученической преемственности, без намерения истолковать ее по-своему (1.1, комм.).

В. Глава 1 представляет истории семей, личностей и событий, повлекших за собой битву. (См. “От издателей”; 1.2-13, 23, 26).

1. Искушенность Дурьодханы в политике.

а) Текст 2: Вачанам абравит – “бесполезные слова”.

б) Текст 3: “Друпада-путрена” - “этот враг родился только для того, чтобы убить Дроначарью, так не будь же снисходителен!”

в) Текст 7: Порядок, в котором перечисляются имена героев в его армии.

г) Текст 10: Дурьодхана вдохновляет Дроначарью, говоря, что его помощь очень важна для Бхишмы.

д) Текст 11: Он вдохновляет всех воинов, уверяя их в том, что их поддержка необходима Бхишме.

Сомнения Арджуны (1.28-46)

Основная тема:

Отождествление себя с телом и привязанность к нему делают человека неспособным выполнять свои религиозные обязанности, которые, в конечном счете, направлены на исполнение воли Кришны.

Подпункты:

А. Арджуна рассуждает на уровне ума, что является неизбежным следствием материальных привязанностей, и в результате выдвигает пять аргументов, оправдывающих его отказ сражаться.

1. Можно извлечь хороший урок, проанализировав причины и последствия растерянности Арджуны:

а) она вызвана тем, что происходящее видится в свете собственного корыстного интереса;

б) результаты такого видения – страх, потеря самообладания, нерешительность и заблуждение относительно принципов морали (1.28-32, 36).

2. Доводы Арджуны1:

а) cострадание (1.27 и 28);

б) наслаждение: ни победа, ни поражение не принесут Арджуне счастья, лучше уж вовсе прекратить сражаться (1.31-35, а также 2.7 и 8);

в) святость и отвращение ко греху (1.44-45, 2.5);

г) разрушение династии (1.37-43);

д) нерешительность.2

Б. Когда живое существо ищет счастья вне служения Богу, то все его планы терпят полный крах. Пример Арджуны наглядно иллюстрирует это. Перед лицом предстоящей битвы все его надежды терпят крах (1.30-35).

В. Сострадание Арджуны показывает, насколько добр и мягкосердечен преданный (1.28, 32-35, 44-46).

Г. Важность семьи в Ведической культуре (1.39-43).

1. В семье старшие дают наставления младшим, поддерживая таким образом религиозные традиции.

2. Залогом этого является целомудрие женщин.

3. Таким образом, нежелательное население не подрывает устоев общества.

Глава 2

Обзор Бхагавад-гиты

Дальнейшие сомнения Арджуны и его вручение себя Кришне (2.1-10)

Основная тема:

Когда человек осознаёт, что в материальном мире ничто, даже его собственный ум и разум, не является прибежищем, он принимает прибежище духовного авторитета.

Подпункты:

А. Необходимость принятия гуру для того, чтобы решить проблемы жизни (2.7).

1. Представив свои доводы и выслушав мнение Кришны, Арджуна понимает, что не может разрешить стоящую перед ним дилемму. Ему необходимо высшее руководство.

2. Таким образом, Арджуна решает принять полное прибежище духовного учителя (Шри Кришны).

Б. Пример Арджуны показывает, что эгоистическое сознание ведет к краху и неспособности прийти к правильному заключению.

В. Утонченные чувства, такие как сострадание, хотя и благородны, но бесполезны, если применять их, не имея знания (2.1-3).

1. Сострадание Арджуны действительно достаточно похвально.

2. Однако из-за недостатка знания он направляет свое сострадание только на бренное материальное тело.

3. Это неправильное понимание приводит к тому, что он пренебрегает высшими ценностями жизни, такими, как предписанные обязанности, выполнение которых очищает сознание человека.

Г. “Гита” принимает Кришну Верховной Личностью Бога, прямо обращаясь к Нему как к Шри Бхагавану (2.2).

1. Используя пример с солнцем, Шрила Прабхупада объясняет, что Абсолют осознается в трех аспектах:

а) Брахман

б) Параматма

в) Бхагаван.

2. Хотя все три суть одно (Абсолют), тем не менее, осознание Бхагавана является наивысшим и самым полным осознанием Абсолюта.

Д. Необходимость принятия гуру.

1. Почтительное отношение Арджуны к Бхишме и Дроне подчеркивает почтенное положение учителя (2.4-5).

2. Человек может предаться духовному учителю, если он понимает:

а) что он не может самостоятельно распутать хитросплетения материального существования (2.7);

б) единственный способ смягчить боль и отчаяние – это принять полное прибежище Кришны (2.8).

3. Арджуна, принявший полное прибежище у Кришны, - совершенный пример того, как нужно предаваться Кришне (2.7-8; 101).

Гьяна

Навигация:

Страница 4
Страница 3
-- Страница 2 --
Страница 1
Страница 38