Войти Добавить текст
Вы здесь:
Оглавление: metod
------ Страница 5 ------

metod - Страница 5

преданному служению. Конечная цель ведического пути – практика чистой преданности Кришне. 1

г) Если у человека есть возможность совершать чистое преданное служение, но он уклоняется от него под предлогом мирского религиозного благочестия, он упускает самое важное и впустую тратит время.

2. Используя эти доказательства, Кришна оттачивает разум Арджуны и делает попытку устранить все препятствия на пути к непоколебимой решимости предаться.

Д. Привязанность к материальному богатству и удовлетворению чувств является единственным самым серьезным сдерживающим фактором, не позволяющим обрести устойчивость в преданном служении (2.43 и 44).

Е. Кармические реакции являются результатом мышления в категориях деятельности ради плодов, однако тот, кто действует из чувства долга, свободен от желания наслаждаться плодами своей деятельности и неподвержен действию кармы (2.47-53).

Ж. Важно, что в “Бхагавад-гите” Кришна никогда не просит Арджуну отказаться от свойственного его природе рода деятельности. Он советует Арджуне продолжать действовать, но в духе отречения.

1. Кришна предписывает образ действий, называемый “нишкама-карма йога”, который освобождает человека от оков кармической деятельности и ее последствий, но вместе с тем позволяет человеку активно использовать органы чувств. Таким образом, в сравнении с полным отречением от деятельности (карма-санньясой), нишкама-карма йога вызывает меньше беспокойств и снижает риск падения (2.47).2

2. Кришна описывает йогу как деятельность, совершаемую без привязанности к результату. Человек достигает этого уровня йоги (непривязанности), следуя наставлениям Господа о преданном служении (2.48).

3. Человек может полностью прекратить связывающую его деятельность, направленную на удовлетворение чувств, когда он осознает, что изначальное положение души – служить Высшей Душе, Кришне. Таким образом, он всю свою деятельность направит только на служение Кришне. Такая деятельность находится на уровне освобождения (2.49).

4. Занимаясь преданным служением, человек избегает кармических реакций на свою деятельность в настоящем, а также сжигает прошлую карму (2.50 и 51). В этом суть доводов Кришны, развеивающих страх Арджуны относительно последствий грехов. Арджуна не желает сражаться, потому что хочет избежать последствий греха и следующих за ним несчастий. Но Кришна объясняет, что деятельность в преданном служении (для Арджуны это участие в битве) освободит его от всех грехов и приведет его туда, где нет страданий (на Вайкунтху).

5. Такое понимание положения Кришны и буддхи-йоги делает человека устойчивым в преданном служении и безразличным к ведическим ритуалам и мирской религиозности (2.52 и 53).

Стхита-прагья:

Сражайся! Утвердись в сознании Кришны. (2.54-72)

Дав Арджуне наставления в буддхи-йоге, Кришна описывает стхита-дхир муни, чтобы показать, что представляет собой человек, утвердившийся в буддхи-йоге.

Основная тема:

Тот, кто утвердился в сознании Кришны, находится выше беспокойств, доставляемых внешними, материальными явлениями. Он может ощущать трансцендентное, даже находясь в этом теле.

Подпункты:

А. Удовлетворенность – основополагающий признак того, кто устойчив в понимании своего изначального положения.

Такой человек не нуждается в том, чтобы искать удовольствий в материальном мире, так как он ощущает счастье сознания Кришны внутри себя. Так он поднимается над уровнем ума, эгоистическим принятием и отвержением, и утверждается в преданном служении, не обращая внимания на внешнее окружение (2.55-57).

Б. Преданный всегда держится в стороне от затягивающего влияния объектов чувств:

1. Аналогия с черепахой. Преданный использует свои чувства только для преданного служения. Когда нет служения, которое можно было бы совершать чувствами, он втягивает их, как черепаха втягивает свои конечности под панцирь. Таким образом, преданный полностью контролирует свои чувства, хотя и занимает их в деятельности (2.58).

2. Основной способ контролировать чувства – это изведать высший вкус. Почувствовав вкус высшего наслаждения духовной жизни, человек естественно и легко отказывается от мирских привязанностей и наслаждений (2.59).

3. Чувства сильны и неудержимы. Они способны увлечь даже проницательного человека, который пытается контролировать их.

а) Слова “проницательный человек” относятся к гьяни, который пытается обуздать чувства силой своего собственного философского понимания и убежденностью на уровне ума.

б) Кришна показывает разницу между сложностью такой борьбы и легкостью, с которой преданный остается в стороне от запутанности, вызванной стремлением удовлетворять материальные чувства.

(1) Контролируя чувства в процессе преданного служения, человек не страдает от вынужденной пассивности, потому что он занимает все чувства регулируемой деятельностью в преданном служении.

(2) Деятельность в сознании Кришны приносит истинное умиротворение и непрекращающееся ощущение счастья (2.60-61, 64-68).

В. Тот, кто не занимает чувства в служении Кришне, в конечном счете деградирует до материалистического сознания, так как просто подавляя ум и чувства, человек не насыщает их (2.62-63).

1. Кришна описывает постепенную деградацию сознания. Она начинается с того, что человек начинает медитировать на материальные чувственные удовольствия (дхьяято вишаян).

2. Вследствие долгой медитации на определенные объекты человек развивает привязанность к ним (сангас тешупаджаяте).

3. Из этой привязанности развивается страстное желание завладеть объектами вожделения, и человек начинает строить планы, как это сделать (сангат санджаяте камах).

4. Вожделение приводит к гневу (камат кродхо ‘бхиджаяте). Когда что-то препятствует исполнению вожделенных желаний, человек впадает в гнев. Даже если вожделение удовлетворено сразу же, природа его такова, что чем больше его утоляешь, тем сильнее оно разгорается (см. 3.39). В конечном счете, оно становится так велико, что его невозможно утолить, и тогда неизбежно возникает гнев.

5. Гнев, подобно алкоголю, затуманивает сознание. В гневе, ослепляющем человека, человек не может видеть последствий, к которым ведут его действия. Итак, гнев приводит к полнейшей иллюзии

Навигация:

Страница 7
Страница 6
-- Страница 5 --
Страница 4
Страница 3