Войти Добавить текст
Вы здесь:
Оглавление: metod
------ Страница 29 ------

metod - Страница 29

Человек не сможет понять, как действует механизм переселения души, до тех пор, пока он в значительной мере не очистится от отождествления себя с телом при помощи духовного знания.

Кришна в положении Вседержителя (15.12-15)

Основная тема:

Тот, кто запутан в ветвях баньянового дерева материального существования, может развить свое сознание Кришны с помощью понимания того, что Кришна - Вседержитель в этом материальном мире.

Подпункты:

Господь Кришна утверждает, что стремящийся к совершенству трансценденталист может понять, каково положение живого существа, пойманного в ловушку материального мира, но те, чьи умы неразвиты, не в состоянии понять, что происходит. В этом разделе Кришна дает особую информацию, предназначенную для того, чтобы привести невежественных людей к знанию.

Освободиться от баньянового дерева материального мира можно развивая привязанность и предание Верховному Господу, которое начинается с понимания роли Кришны как Вседержителя материального мира. Ранее объяснялось, что тот, кто погружен в материальное существование, должен оценивать Кришну через призму Его достояний в материальном

мире. Данный раздел и предназначен для этой цели.

Шрила Прабхупада объясняет: “Нужно пытаться понять, что великолепие солнца, луны, электричества и огня исходит из Верховной Личности Бога. Такое представление, являющееся началом сознания Кришны, дает обусловленной душе в материальном мире возможность прогрессировать (т.12 комм.).

1. Будучи Параматмой, Господь Кришна дает память, знание и забвение (15).

Медитация на Кришну в роли Вседержителя высшей Своей точкой имеет познание Его как Господа в сердце, который руководит живым существом посредством разума буддхи. Согласно желанию, свойственному духовной частице, Господь Кришна в роли Параматмы дает необходимый разум. Руководство разума способствует осуществлению конкретного желания живого существа.

Если человек искренне желает познать Кришну, Кришна дает ему разум, с помощью которого он может прийти к Нему. Если живое существо хочет отвернуться от Господа, то Господь дает ему разум, позволяющий человеку не видеть Его присутствия.

2. Господь Кришна - цель всех Вед (15).

Веды описывают большую систему разных видов деятельности, которая создана для того, чтобы постепенно очистить сознание общей массы людей. Конечной целью всех Ведических систем очищения является осознание Кришны.

Шлоки Б-г: краткое изложение Вед и Веданты (15-16-20)

Основная тема:

Господь Кришна - верховное живое существо, и потому Он достоин поклонения. Таково самое сокровенное понимание Вед.

Подпункты:

Заключив, что Он - цель Вед и составитель Веданты, Господь кратко излагает Веданту, которая в качестве вывода устанавливает Его положение как Всевышнего. Этот раздел очень важен, т.к. он показывает, что персонализм есть самое полное понимание Абсолюта.

1. Господь Кришна превыше как обусловленных, так и освобожденных живых существ (16-18).

Живые существа делятся на 2 класса: падшие и непогрешимые. Падшие - это те, которые пали из духовного мира в материальную обусловленность. Непогрешимые - это те, которые никогда не падали, благодаря единству своих желаний с желаниями Господа. Верховный Господь выше и тех, и других.

Это полностью разбивает философию майавады, которая утверждает, что индивидуальность существует до тех пор, пока живое существо не получает освобождения. В момент освобождения ложное эго исчезает и появляется осознание того, что ты есть Бог. Но в этих стихах Господь Кришна объясняет, что Он также выше освобожденных живых существ. Следовательно, индивидуальность существует и после освобождения (16).

А. Далее Господь объясняет, что Он вошел в этот мир и поддерживает его. Это особая функция Бога. Понимание того, что Кришна - вседержитель, - это иной способ сокрушить доктрину майавади. Например, человек может достичь реализации Брахмана, с помощью которой он получает ощущение всепроникаемости. Майавади понимают под этим состояние божественности. Но быть Богом значит также быть вседержителем и властелином материального проявления. Может ли йог-имперсоналист утверждать, что он своей силой в совершенстве управляет различными вселенными или что он в совершенстве знает обо всем, что происходит, происходило и будет происходить повсюду? Нет. Следовательно Кришна находится превыше освобожденных живых существ. Он - Вседержитель (17).

Б. Поскольку Господь Кришна занимает неповторимое положение пурушоттамы (Верховной Личности), Его прославляют Веды и весь мир (18).

В. Понимание высшего положения Господа Кришны есть высший уровень знания. Это понимание ведет к преданному служению (19).

Плодом всего знания является осознание своего положения как духовной частицы, а положение Кришны - как высшей души. Обладая этим знанием, человек действует, практикуя бхакти-йогу. Т.к. преданное служение есть плод всего знания, то для того, кто занят преданным служением, нет необходимости следовать другим духовным практикам, чтобы понять Абсолютную истину. Понимание положения Кришны и преданное служение есть самое сокровенное знание Вед (20).

ГЛАВА 16

Божественные и демонические натуры

Трансцендентные и демонические качества (16.1-6)

Демоническая природа (16.7-20)

Основная тема:

Насколько человек не привязан и бескорыстен, настолько он и достоин освобождения.

Подпункты:

Глава 16 описывает противопоставление друг другу двух видов мышления, одно из которых ведет к рабству, а другое - к освобождению от баньянового древа материального существования. Эти образы мысли присущи божественным и демоническим натурам.

Интересно отметить, что эта глава находится в разделе гьяна-йоги. На первый взгляд она не похожа на другие главы гьяна-йоги. Она не содержит в себе анализа философских тем, т.к. представляет из себя описание определенных видов существ. Но она создана для того, чтобы дать

Навигация:

Страница 31
Страница 30
-- Страница 29 --
Страница 28
Страница 27