Войти Добавить текст
Вы здесь:
Оглавление: metod
------ Страница 27 ------

metod - Страница 27

пути материального существования (28-29). Тот, кто понимает это, "не деградирует из-за разрушительного образа мышления" (текст 29, комм.).

· Когда человек во всем, в связи с любым явлением видит Сверхдушу, он не будет чувствовать себя жертвой, если возникнет неблагоприятная ситуация, также как не будет он оскорблен или обижен поведением другого человека по отношению к нему. Он будет видеть, как Сверхдуша использует эти ситуации и этих людей в качестве инструментов для его очищения.

В. Чистая душа никогда не смешивается с телом и не подчиняется обозначениям, которые даются телу.

Г. Душу можно узнать по присутствию в теле сознания (31-34).

Д.Трансцендентная душа никогда не принимает участия в деятельности тела. Материальная природа производит тело под руководством Сверхдуши (30,32).

Глава 14

Три гуны материальной природы

В главе 13 63 была указана причина, по которой живое существо (пуруша) запуталось во внешней энергии (пракрити). Эта причина - желание живого существа наслаждаться. Глава 14 объясняет, как материальная энергия связывает душу гунами природы.

Освобождение и обусловленность живого существа (1-4)

Кришна восхваляет знание, которое Он собирается поведать, объясняя, что оно освободит душу. Затем Он объясняет, как полное желаний живое существо впервые приходит в контакт с материальной природой.

Основная тема:

Понимание того, как 3 гуны обуславливают живое существо, является очень мощным оружием, которое помогает на пути самоосознания.

Подпункты:

1. Когда человек утверждается в понимании гун материальной природы, он достигает трансцендентной природы, подобной природе Господа (2).

В своем комментарии Шрила Прабхупада ясно показывает, что это не означает слияния с безличным Брахманом. Напротив, тот, кто получает освобождение и достигает духовного неба, обретает индивидуальную духовную форму, качественно одинаковую с формой Господа. Духовное тело необходимо для того, чтобы вступить в любовные взаимоотношения с Господом.

2. В момент творения Господь взглядом помещает живые существа в материальную природу.

Господь подобен отцу, дающему семя, а материальная природа подобна матери (3-4).

Как три гуны природы связывают чистую душу (5-9)

Признание того, что одна гуна преобладает в человеке (10-13)

Деятельность и смерть в разных гунах (14-18)

Основная тема:

Три гуны природы привязывают обусловленную душу к материи, вызывая у нее различные эмоции и переживания.

Подпункты:

1. Шрила Прабхупада резюмирует то, как 3 гуны могут обуславливать: “Живые существа, обусловленные материальной природой, бывают разных видов. Одни - счастливы (в благости), другие - активны (в страсти), а третьи - беспомощны (в невежестве).”

2. Гуна благости (саттвам)

· Обуславливая человека, дает ему знание и ощущение счастья (6).

· Признаки: способность видеть вещи в истинном свете и чистота внутренняя и внешняя 64 (11).

· Результат: после смерти - райские планеты (14), деятельность - ведет к очищению (16).

3. Гуна страсти (раджах)

· Обуславливая человека, порождает в нем страстные желания и привязанности (7).

· Признаки: жадность, накопительство, неконтролируемые желания, постоянное построение новых планов (12).

· Результат: после смерти вновь рождается среди тех, кто трудится ради плодов (15); деятельность - ведет к страданиям (16).

4. Гуна невежества (тамах)

· Обуславливая человека, порождает безумие, леность и сонливость (8).

· Признаки: угрюмость, пассивность, безумие, иллюзия (13).

· Результаты: после смерти рождается в животном царстве (15); деятельность ведет к глупости (16).

5. Гуны природы соревнуются за преобладание в человеке (10).

· Находясь под влиянием низших гун, человек может предпочесть развивать высшие гуны, и таким образом помочь им одержать верх над низшими. Так человек может подняться в высшие гуны.

6. Сознание Кришны естественным образом освобождает человека от влияния гун материальной природы (10).

Возвышение над гунами (19-27)

В предыдущем разделе Господь Кришна разъяснил, что гуна благости сама по себе не освобождает душу. Напротив, она привязывает ее к высшему виду материального удовольствия. Чтобы достичь освобождения, человек должен полностью выйти за пределы гун природы. В этом разделе описывается, как это сделать.

Основная тема:

Выйти за пределы гун можно благодаря практике чистого преданного служения.

Подпункты:

1. Посредством бхакти-йоги человек может выйти из-под влияния гун природы и осознать свое изначальное положение. Глава 14 и раздел гьяны восхваляют бхакти в целом, делая это очень интересным образом.

· Гьяна делает упор на умении различать. Умение видеть различия ведет, в конечном счете, к пониманию трех вещей: 1) того, что живое существо отлично от тела, 2) того, что Кришна - Всевышний и 3) необходимости принять прибежище у Кришны, чтобы освободиться от влияния гун.

Итак, кульминацией пути гьяны является бхакти.

2. Человек сможет увидеть вещи такими, какие они есть, только получив знание из авторитетного источника (19).

· Шри Кришна является наивысшим авторитетом, ибо Он не ограничен никакими рамками и неподвластен иллюзии материального мира.

· Тот, кто принял прибежище Шри Кришны, также свободен от влияния гун (7.14) и поэтому может передавать другим это знание, несущее освобождение от гун природы.

3. Когда у человека пропадает желание получать удовольствия или избегать боли, то это значит, что он возвысился над гунами материальной природы (22-26).

· Воплощенная в теле душа всегда будет испытывать двойственность в виде потерь и приобретений, но освобожденную душу это не затрагивает, потому что она обращена внутрь себя и сосредоточена на своем истинном “я”.

4. Гуны материальной природы можно превзойти с помощью практики неуклонного преданного служения (26).

· В

Навигация:

Страница 29
Страница 28
-- Страница 27 --
Страница 26
Страница 25