прана-майа
2. Кшетра-гья ---- тонкое тело ----------- гьяна-майа
индивидуальная душа --- вигьяна-майа
Высшая Душа ----------- ананда-майа
Процесс познания и освобождения (13.8-12)
В этих текстах Господь Кришна объясняет, что кшетра-гья (душа) может освободиться от тела (кшетры) при помощи развития знания (гьяны).
Основная тема:
Господь открывает истинное знание тем, кто его заслуживает, поэтому способ получения этого знания - развитие божественных качеств, первое из которых - смирение.
Подпункты:
А. Шрила Прабхупада пишет: "Этот процесс познания неразумные люди иногда неправильно понимают как взаимодействие элементов поля деятельности. Но на самом деле это - истинный процесс познания".
· Процесс познания включает в себя правильное поведение как на уровне тела, так и на уровне ума. Поэтому человек может ошибочно считать это частью поля деятельности (кшетры).
· Однако поскольку эти действия освобождают дживу из тела, мы не считаем их частью деятельности тела.
Б. Практика чистого преданного служения - первейший элемент знания. Если человек начинает практиковать преданное служение, то проявляются и все остальные важнейшие элементы знания. Принятие духовного учителя - также один из наиболее важных элементов.
Объект познания (13.13-19)
Описав в стихах 8-12 процесс познания, Господь Кришна объясняет теперь цель познания (гьеям) - Сверхдушу. 58
Основная тема:
Сверхдуша - высший объект познания.
Подпункты:
А. Только преданный может глубоко понять истину о взаимоотношениях между материальной природой, Сверхдушой и душой (природой, наслаждающимся и сознанием).
Б. Цель духовного знания - понять природу души и Сверхдуши, а также их взаимоотношения.
В. Большое количество стихов в этом разделе описывают Господа противоречивым образом. “Он - изначальный источник всех чувств, но Сам Он не имеет чувств”. Эти описания показывают, что качества Кришны не похожи на известные нам качества материального мира. Качества Господа трансцендентны.
Г. Индивидуальная душа - кшетра-гья (знающий поле), но она подчинена Сверхдуше (13-15,18). В любом случае, духовная частица есть слуга, а Сверхдуша - Господин.
· Власть индивидуальной души распространяется только на ее собственное тело, в то время как Сверхдуша всепроникающа.
· Три гуны природы держат в своей власти живое существо, но Сверхдуша повелевает этими тремя гунами.
Д. Обычное живое существо может увидеть Сверхдушу только тогда, когда его материальные чувства очищены благодаря практике бхакти-йоги (15-16).
Е. Сверхдуша - единая сущность, хотя и кажется, что Она разделена между всеми живыми существами (17). 59
Пракрити, пуруша и их союз (13.20-26)
В предыдущем разделе Господь Кришна определил, что гьеям (объект познания) - это душа и Сверхдуша. Теперь Он описывает душу и Сверхдушу (пурушу) с точки зрения их связи с материальной природой (пракрити). 60
Основная тема:
Желание обусловленного живого существа властвовать над материей и наслаждаться ею привязывает это живое существо к материальной природе. Сверхдуша - истинный наслаждающийся и властелин.
Понимание этого приведет обусловленное живое существо к освобождению.
Подпункты:
А. И джива, и Сверхдуша ведут себя как пуруша (наслаждающийся), хотя истинным наслаждающимся и повелителем является Сверхдуша.
Б. И материальная природа, и живое существо вечны (20).
· Хотя конкретные проявления материи временны, общая масса материальной энергии существует вечно. 61
· Живые существа - вечные неотъемлемые частицы Верховного Господа.
· Хотя и материальная природа, и живое существо (пракрити и пуруша) являются вечными, они отличаются друг от друга. Природа пракрити - постоянно претерпевать изменения, в то время как природа пуруши - быть всегда неизменным.
В. Все, что происходит в материальном мире, есть результат желаний живых существ. И, как следствие этого, живое существо испытывает страдания и наслаждения, так как, находясь в иллюзии, считает себя единым с материей (21-22).
· Поскольку желания и поступки живого существа являются причиной его страданий и наслаждений, можно сказать, что живое существо само является причиной собственных страданий и наслаждений.
Г. Свободы от пракрити может достичь лишь тот, кто признает истинного пурушу, Сверхдушу (23-26).
· Поскольку причиной рабства живого существа является его желание занять положение Господа, то обусловленная душа может освободиться от этого рабства, признав, что Господь - единственный истинный наслаждающийся.
· К такому пониманию можно прийти через гьяна-йогу, аштанга-йогу, карма-йогу и бхакти-йогу, которая начинается со слушания.
Гьяна-чакшуша - видение глазами знания (13.27-35)
В этой главе Господь описал, как понять положение пракрити, пуруши, кшетры, кшетра-гьи, гьянам и гьеям. Сейчас Он опишет, каково понимание того, кто видит все это в правильном соотношении. 62
Основная тема:
Тот, кто видит Сверхдушу, живое существо и материальную природу в их истинной взаимосвязи, смотрит глазами знания.
Подпункты:
А. Материальное проявление - это просто сочетание поля деятельности и знающего это поле (27-29).
Б. Сверхдуша всегда находится рядом с душой, сопровождая ее на протяжении всего