Войти Добавить текст
Вы здесь:
Оглавление: metod
------ Страница 18 ------

metod - Страница 18

отделенным от Кришны и, стремясь наслаждаться, запутывается в двойственности притягательного и отталкивающего, желания и ненависти. Когда человек смотрит на мир, имея намерение самому наслаждаться им, он должен видеть хорошее и дурное, в зависимости от того, как это будет удовлетворять его чувства (7.27).

1. Изначальное греховное желание живого существа - желание занять положение Кришны, Верховного наслаждающегося.

2. Ненависть живого существа к Кришне проистекает из его зависти.

Глава 8

Достижение Всевышнего

Кришна отвечает на 8 вопросов Арджуны (8.1-4)

В последних двух стихах 7-й главы Шри Кришна употребляет семь специальных терминов. 8-я глава начинается с того, что Арджуна просит Его прояснить значение этих терминов. Остальная часть главы отвечает на восьмой вопрос Арджуны: “Как может тот, кто занят преданным служением, помнить Кришну в момент смерти?” 1

Основная тема:

А. Арджуна задает Кришне 8 вопросов:

1) Что такое брахман?

2) Что такое адхьятма?

3) Что такое карма?

4) Что такое адхибхута?

5) Что такое адхидайва (адхидевата)? (Относится ли адхидайва к полубогам или ко вселенской форме?)

6) Кто такой адхиягья, Господь жертвоприношений? (Кришна это или полубоги?)

7) Где пребывает адхиягья?

8) Как могут те, кто занят преданным служением, помнить о Кришне в момент смерти?

Б. Кришна дает краткие ответы на первые 7 вопросов Арджуны.

1) Брахман - это неразрушимое живое существо.

2) Адхьятма - это природа живого существа.

3) Карма - последствия, которые вынуждают живое существо принять материальное тело в этом мире.

4) Адхибхута - это постоянно меняющаяся материальная природа

5) Тот, кто осуществляет контроль над всеми полубогами и их планетами, зовется адхидеватой, Вселенской формой Господа.

6) Кришна, будучи Сверхдушой, является адхиягьей, Господом всех жертвоприношений.

7) Адхиягья - это Высшая Душа, пребывающая в сердце каждого.

В. Живое существо является Брахманом, вечным и неразрушимым. Это указывает на то, что живое существо имеет ту же природу, что и Всевышний Господь. Но разница между ними в том, что Господь описывается как Парабрахман.

Памятование о Кришне (8.5-8)

Ответив на первые 7 вопросов, Кришна переходит к восьмому. С этого стиха и до конца главы Кришна будет говорить о критическом моменте, моменте смерти, и о том, как человек может помнить о Нем в этот момент.

Основная тема:

Утвердившись в памятовании о Кришне, человек может достичь Его в момент смерти.

Подпункты:

А. Чтобы достичь Кришны, человек должен помнить о Нем в момент смерти. Такое памятование - не просто уловка ума. Слово “бхава”, употребленное Кришной, означает “настроение”. В момент смерти человек непроизвольно воспроизведет то умонастроение, которое он развивал в течение всей своей жизни.

1. Это подчеркивает важность садхана-бхакти, практики сосредоточения ума на Кришне, которой нужно следовать всю жизнь.

2. Поскольку для человека совершенно естественно помнить о том, к чему он привязан, то совершенно необходимо в этой жизни развить привязанность к Кришне (8.5-6,8).

Б. Развитие Кришна-смаранам не требует прекращения деятельности. Напротив, это то, что может делаться наряду с выполнением предписанных обязанностей (8.7).

В. Самое эффективное средство сосредоточения ума на Кришне - это харинама-санкиртана (8.5-8).

Возвращение обратно к Богу благодаря памятованию о Кришне (8.9-13)

Поведав о том, что человек, который постоянно медитирует на Кришну, несомненно, достигнет Его, Кришна объясняет теперь, как медитировать на Него. При этом Он упоминает о йога-мишра-бхакти (практике преданного служения, смешанной с аштанга-йогой).

Основная тема:

Следуя строгой практике йоги, человек может сосредоточить ум на трансцендентных качествах Кришны и так достичь Его в момент смерти.

Подпункты:

А. Памятование о Кришне означает медитацию на Его качества. Это важный момент, потому что он снова и снова подчеркивает превосходство личности Кришны. Качества исходят из личности, а не из пустоты (8.9).

Б. Человек не сможет сосредоточить свой ум на Кришне в момент смерти, если он не будет практиковать памятование о Нем в течение всей своей жизни. Постоянная практика йоги дает человеку силу сосредоточить свой ум на Кришне (йога-балена), готовясь к критическому моменту жизни - к моменту смерти (8.10-11).

В. В сравнении с такими видами йоги, как шат-чакра-йога, чистая бхакти-йога - это наилучший путь, так как он наиболее доступен для всех классов людей.

1. Поскольку строгое следование практике йоги ведических времен недоступно для людей нашего века, то бхакти (особенно повторение святых имен Кришны) является наиболее действенным средством очищения.

2. Практика гьяна-йоги и аштанга-йоги требует наличия многочисленных материальных качеств, в то время как повторять святые имена может кто угодно и где угодно (8.11-13).

Чистое преданное служение (8.14-16)

Обсудив йога-мишра-бхакти, Кришна опишет теперь чистое преданное служение и природу духовного мира, которого человек достигает, практикуя чистое преданное служение.

Основная тема:

Практика чистого преданного служения является необходимым условием для обретения благосклонности Господа. По милости Господа чистый преданный переносится в духовное царство.

Подпункты:

А. Из всех людей только чистый преданный действительно не имеет желаний.

1. Карми жаждут удовлетворения чувств.

2. Йоги хотят обретения мистических способностей.

3. Гьяни желают освобождения от несчастий материального мира.

4. Чистый преданный желает только удовлетворить Кришну. Чтобы достичь этого, он готов отправиться даже на адские планеты. В этом совершенство бескорыстия (8.14).

Б. Для человека, практикующего бхакти-йогу, не существует материальных препятствий.

1. В гьяна-йоге

Навигация:

Страница 20
Страница 19
-- Страница 18 --
Страница 17
Страница 16