Войти Добавить текст
Вы здесь:
Оглавление: metod
------ Страница 20 ------

metod - Страница 20

с объяснения того, каковы Его отношения с материальным миром. Это - проявление Его милости к тем, кто материалистичен. Он дает необходимую веру людям, которые поглощены материальным, показывая, что Он - Верховный по отношению к космическому проявлению.

Глава 9 устанавливает тот факт, что Кришна - высший объект поклонения. Он превыше полубогов, безличного Брахмана и космического проявления. Стихи 4-10 показывают, что Кришна - высший объект поклонения в материальном мире, а также утверждают философию ачинтья-бхедабхеда Господа Чайтаньи, которая провозглашает одновременное единство и различие между Господом, живыми существами и миром.

Основная тема:

Благодаря Своему непревзойденному, высшему положению по отношению к материальному творению, Господь Кришна является высшим объектом поклонения.

Подпункты:

А. Господь поддерживает и пронизывает Своими энергиями всю вселенную (9.4-6).

1. Всепроникающий аспект Господа называют авьякта-мурти, Его непроявленной формой.

2. Господь непроявлен для материальных чувств, но Его могут воспринимать те, чьи чувства очищены практикой преданного служения (9.4).

Б. Кришна говорит: “Все существа находятся во Мне, но Я не в них”. Это утверждение еще раз доказывает, что хотя Господь пребывает повсюду, Он не утрачивает Своего личностного бытия (9.4).

В. Объяснив, что все существа покоятся в Нем, Господь делает противоположное утверждение, говоря, что они не покоятся в Нем (9.5). Цель этого противоречивого утверждения - показать Его личностную непричастность к функционированию вселенной, т. к. эта работа выполняется Его энергиями. Всё находится в пределах Его энергий, но Он лично не связан с Творением. Так, без Его прямого участия исполняется Его воля.

· Чтобы проиллюстрировать, как Кришна поддерживает всё Своими энергиями, оставаясь непричастным, приводится аналогия с ветром в небе (9.6).

Г. Кроме того, что Шри Кришна поддерживает творение Своими энергиями, Он также является разумом, создавшим систему, с помощью которой функционирует вселенная (9.7-10).

· Вселенная проходит законченный цикл, состоящий из сотворения, существования и разрушения (см. 8.17, комм.). Господь Кришна в воплощении Пуруша-аватар контролирует этот процесс.

Д. Маха Вишну - пристанище всех материальных энергий, ибо они входят в Него после разрушения (9.7).

Е. Хотя космическое проявление управляется волей Господа, Сам Он не вовлечен в его функционирование (9.8-10).

Ж. Осуществление всех функций материальной природы (циклы ее проявления, распределение подходящих тел живым существам и т. д.) происходит через посредство материальной природы, которая управляется волей Господа. Благодаря этому устройству, Господь всегда является высшим повелителем, но Он непривязан к происходящему в творении.

З. “Будто бы нейтральный” (удасина-ват).

1. Поскольку Господь не имеет личной привязанности ко всему происходящему в творении, то Он - нейтрален.

2. Однако у Господа должна была быть причина для того, чтобы творить этот мир, так как Он - Тот, кто сотворил его, и кто, в конечном счете, управляет им. Поэтому Он не может быть полностью нейтральным. Он нейтрален в том смысле, что у Него нет корыстных интересов по отношению к происходящему в материальном мире.

Те, кто поклоняется Кришне, и те, кто не поклоняется Ему (9.11-15)

Выслушав, как Господь описал Себя в качестве высшего объекта поклонения в материальном творении, человек может задать вопрос: “Почему же тогда не все люди почитают Его?” Кришна отвечает на этот вопрос.

Основная тема:

Разные люди оценивают Кришну по-разному в зависимости от уровня преданности в их сознании.

Подпункты:

А. Вне всякого сомнения, форма Шри Кришны полностью духовна (9.11).

1. Господь Кришна не может иметь материального тела. Материальное тело заключает чистый дух в ограничивающие его рамки. Тело - продукт трех гун материальной природы, которые влияют на поведение человека. Господь Кришна уже сказал (7.14), что три гуны природы являются Его энергией, и что человек может освободиться от них, приняв прибежище у Него. Следовательно, как Он может быть заключен в материальном теле, состоящем из гун природы?

2. Хотя Господь и появился на планете как обычный человек, Он таковым не является. Его трансцендентное тело обладает множеством форм, некоторые из которых яснее показывают Его положение Бога. В своей подобной человеческой форме Он может очень близко общаться со Своими преданными.

Б. Тот, кто подвергает Господа Кришну осмеянию, во всем обречен на полное поражение (9.12).

· Слово “могха-гьяна” указывает на тех, кто не принимает трансцендентную форму Кришны - они обречены на неудачу в своих попытках обрести знание. Это мощный аргумент против философии майавады. Он один опровергает всё их так называемое знание.

В. Тот, кто принимает истинное положение Кришны и действует в соответствии с этим, зовется великой душой (9.13-14).

1. Не в пример завистливым имперсоналистам, великие души могут по достоинству оценить истину, касающуюся Кришны. Они предаются Ему, потому что понимают Его верховное положение.

2. Предавшись Господу, махатмы попадают под власть Его божественной природы. Эта дайви-пракрити есть Его внутренняя энергия, которая благоприятствует их служению Господу.

3. Махатмы устойчивы в своем преданном служении. Их обеты нерушимы.

Г. Те, кто обращается ко Всевышнему, не обладая полным знанием о Нем, поклоняются Ему опосредованно (9.15).

Кришна - высший объект поклонения (9.16-25)

В конце предыдущего раздела Кришна упоминает о трех классах людей, которые предаются Ему косвенно, это: 1)монисты, 2)поклоняющиеся полубогам и 3)поклоняющиеся вселенской форме. Господь начинает этот раздел с того, что утверждает Себя как Всевышнего для людей третьей

Навигация:

Страница 22
Страница 21
-- Страница 20 --
Страница 19
Страница 18