категории. Увидев, что Кришна является личностью, стоящей за всеми материальными явлениями, тот, кто поклоняется вселенской форме, обратится к Нему.
Основная тема:
Если человек увидит абсолютное превосходство положения Господа Кришны по отношению к материальному миру и полубогам, это приведет его к прямому поклонению Господу.
Подпункты:
А. Господь Кришна - суть всех вещей в материальном мире (9.16-19).
1. Все состоит из Его энергий. Живые существа, например, являются пограничной энергией Кришны.
2. Все сущее создано для того, чтобы привести обусловленные души к Господу. Господа Кришну можно назвать сутью Ведических жертвоприношений и четырьмя Ведами, так как они постепенно подводят людей к поклонению Ему.
Б. Поклонение Господу Кришне стоит выше, чем поклонение полубогам.
1. Поклонение полубогам в конечном счете бесполезно, так как результат этого поклонения - райские планеты - лишь временное убежище от страданий. Человек неизбежно снова падет на землю (9.20-22).
2. Бхакти выше поклонения полубогам, потому что Господь лично заинтересован в духовном возвышении преданного. Кришна лично заботится о нуждах преданного и защищает преданного, чтобы тот мог духовно развиваться.
3. Поклонение полубогам - это косвенное поклонение Кришне (9.23-24).
а) Полубоги зависимы от Господа. Они - доверенные лица Верховного Господа, на которых возложены различные полномочия, чтобы оказывать Ему помощь в управлении материальным миром. Поклоняясь им, человек в конечном счете поклоняется Тому, кто является их источником, Кришне. Однако, такое поклонение называется неправильным (авидхи-пурвакам), так как оно не признает Кришну (9.23).
б) Кришна объясняет, что те, кто не признают, что Его природа - это природа высшего трансцендентного наслаждающегося, снова падают в материальное сознание. Это происходит потому, что они остаются на материальном уровне, в круговороте рождений, более высоких или более низких, где никакое положение не является безопасным (9.24).
В. Какой вид поклонения совершал человек, такое рождение он и получит (9.25).
Слава прямого поклонения Кришне (9.26-34)
В тексте 22 вкратце был затронут вопрос, что поклонение Кришне отличается от поклонения полубогам, так как оно основывается на личных любовных взаимоотношениях между Господом и преданными. Поклонение полубогам - это просто сделка: человек поклоняется могущественной личности, чтобы получить материальные блага. В противовес этому, совершение деятельности в сознании Кришны побуждается бескорыстным желанием преданного доставить удовольствие Кришне. Господь, в Свою очередь, лично, с большим вниманием наблюдает за духовным развитием Своего преданного. На этом трансцендентном взаимообмене и сосредоточен последний раздел 9-й главы, которая является “сутью сути самой сути” “Гиты”. 1
Основная тема:
Поклонение Господу Кришне выше всех остальных видов поклонения, потому что Всевышний Господь проявляет непосредственный интерес к жизни Своего преданного.
Подпункты:
А. К сознанию Кришны неприложимы материалистические соображения (9.26).
1. Основной чертой поклонения полубогам является соблюдение строгих правил и ритуалов. Первое, что отмечает Кришна - путь бхакти отличается тем, что в основе бхакти не лежат подобные материалистические соображения. Этот путь универсален и открыт для всех.
2. Кришну не интересуют материальные соображения. Преданность - вот то, что доставляет Ему удовольствие. Поскольку преданность не зависит от положения человека в материальном мире, то поклоняться Господу может каждый, используя то, что имеет. Часть красоты бхакти состоит в ее простоте.
Б. Стих 26 описывает чистую преданность. Стих 27 описывает нишкама карма-йогу, когда человек все еще привязан к своей деятельности, но выполняет ее для Кришны.
· Основное отличие чистой бхакти от нишкама-карма йогй состоит в том, что действия человека, которым владеет чистая бхакти, вызваны преданностью. Действия человека, практикующего нишкама карма-йогу, в основном, вызваны тем или иным видом привязанности, от которой человек постепенно очищается благодаря предложению плодов деятельности Кришне.
В. Освобождение приходит благодаря тому, что мы связываем нашу деятельность со служением Господу (9.27-28).
1. Господь Кришна объясняет, что, действуя таким образом, человек освободится от оков деятельности и ее последствий (мокшьясе карма бандханайх).
2. Более того, человек достигнет освобождения (вимукти).
3. Более того, человек придет к Кришне (мам упайшьяси).
Г. Самое важное свойство бхакти состоит в том, что Господь лично отвечает на чувства Своих преданных, приближая их к Себе (9.29-34).
Д. Кто-то может возразить, что любовь Кришны к Своему преданному является признаком того, что Господь не свободен от привязанностей и антипатий.
1. Господь объясняет, что Он не испытывает ни к кому ни ненависти, ни пристрастия, но поскольку Он - личность, Он отвечает на чувства тех, кто настроен благосклонно по отношению к Нему. Понять это помогает аналогия с дождем (9.29, комм.).
2. Шрила Прабхупада подчеркивает: “Если нет взаимности между преданным и Господом, тогда не может быть и речи о философии персонализма” (9.29, комм.)
Е. Господь объясняет, что преданные, к которым Он благоволит, не подпадают под ту же категорию, что и обычные люди. Как правило, если человек совершает грех, то в обществе он считается падшим. Но преданные Господа считаются святыми, даже если по обычным меркам они падшие.
1. Иногда преданный может допустить ошибку и совершить грех. Даже если такое случилось, если он устойчив в преданном служении, то его следует считать святым, поскольку он скоро очистится благодаря могущественной практике бхакти-йоги, в которой Сам Господь лично исправляет недостатки Своего преданного.
2. По милости Господа даже