Войти Добавить текст
Вы здесь:
Оглавление: Ишопанишад
------ Страница 5 ------

Ишопанишад - Страница 5

этом смысле присутствует согласие с доктриной Адвайты, которая утверждает, что существует только Брахман и ничего более.

Чтобы ясно определить эти пять категорий, и был представлен «Ишопанишад», ачарья среди шрути. Поскольку эти мантры определяют природу атмы, они бесполезны в осуществлении кармы наслаждения в этом мире, но полезны для поклонения (упа сана). Упасана значит установить взаимоотношения с Богом. Взаимоотношения есть один из благоприятных способов служения дживы Господу.

Сейчас я кратко объясню стихи. Первые три мантры в размере ануштуп. Риши (тот, кто явил мантры) — Дадйан-атхарвана (Дадйан, сын Атхар-ваны). Ученик и сын Атхарваны был чист сердцем в своем бескорыстном образе жизни, жаждал благого общения, был исполнен веры в смысл писаний, управляя своими чувствами и умом. И когда он приблизился к своему отцу в целях обрести истину, отец сказал эту Упанишад.

Слово иша произошло от существительного ит, означающее «правитель» или «управляющий»,

производного от глагола йш. Оно производится добавлением окончания по правилу квип ча (Панини, 3.2.76). В творительном падеже ит становится иша («правителем») в связи с глаголь ной формой васйам. В данном контексте оно означает «Управляющий всеми живыми существами» или «Верховный Господь». Он управляет ими всеми, потому что Он есть сама сущность всех живых существ (атматва). Идам сарвам отно сится к реальному, видимому материальному миру в целом. Целое материальное царство покрыто (васйам) Господом. Васйам означает «способный к тому, чтобы быть покрытым», от корня вас. Вас становится васйа по правилу Рхалор нйад: окончание нйа (йа) добавляется к глаголу, оканчиваю щемуся на долгий или краткий Р (слоговой) или на согласную (Панини, 3.1.124). Вас принадлежит к тому классу глаголов, который приобретает дол гий а (а) и ударение сваритах вместе с суффиксом йа. Таким образом, смысл таков: «Этот мир должен быть покрыт Господом. Этот мир должен быть пронизан Верховным Господом для своей способности действия». Шрути говорят: са эвадхастат са эвопариштат антар бахиш ча тат capвам вйапйа нарайанах стхитах — «Нарайана есть начало и конец, внутреннее и внешнее всего» («Маха-нарайана-упанишад»).

Или можно принять смысл вас как «обитать в». Господь должен заселить этот мир. Таким образом, это означает «Господь создает, поддерживает и направляет этот мир». Шрути говорят: йато ва имани бхутани, джайанте йена джатани дживанти — «Он Тот, благодаря которому всё

создается и поддерживается» («Таиттирййа упанишад», 3.1), и йамайатй еша та атмантарйамй амртах — «Он владеет, Он бессмертная Сверхдуша внутри» («Брхад аранйака упанишад», 3.7.22).

Не только эта видимая вселенная (идам, эта) но и вся вселенная в целом, с ее семью слоями находится под Его управлением. Так, стих говорит: йат кин ‘ча джагатйам джагат — «Все движущиеся и неподвижные существа (джагат) в этом мире (джагатйам), всё существующее свидетельством писаний (йат кинча) — всё призвано к существованию Господом и находится в Его владении».

По этой причине следует наслаждаться (бхунджйтхах) только тем, что выделено вам (тйактена) Богом через вашу карму. Но не жажди большего (ма грдхах). Грдху означает «страстное желание». В отрицательно повелительной форме (аорист), с ма, смысл таков: «Не желай». Следует избавиться от мысли иметь больше. И даже если у вас есть желание большего, вы не достигнете его, потому что Господь не позволит.

Чье это достояние (касйа свид дханам)? Свит — частица, обозначающая соединение. Чье это? Оно не принадлежит никому в этом мире. Са эша capвасйа ваши сарвасйешанах сарвам ичам прашасти йад идам ким ча — «Он владеет всем, Господь всего; Он правит всем, что существует в этом мире» («Брхад аранйака-упанишад», 4.4.22). Подобные утверждения показывают, что Верховный Господь является единственным изначальным благодетелем, а не любое другое живое существо. Поэтому следует жить с чувством отстраненности от наслаждений.

БХАКТИВИНОДА ТХАКУРА:

ПЕРЕВОД. Всё, что бы ни существовало в этой Вселенной, покрыто Господом. По этой причине следует наслаждаться совместно с практикой отреченности. Не следует жаждать достояния других.

КОММЕНТАРИЙ. Создав Вселенную Своей соб ственной энергией, Господь с помощью Своей энер гии входит во всё внутри нее. О джива! Ты также есть особый вид субстанции, происходящей из Его энергии. Он есть верховная душа, а ты есть инди видуальная душа. Ты есть душа, но ты не можешь быть ничем другим, кроме как мельчайшей душой. Ты, к сожалению, ошибаешься относительно своей идентичности и пытаешься использовать для своего наслаждения те объекты, которые на самом деле принадлежат кому-то еще. Но если ты примешь все объекты в связи с верховной душой и отбросишь эгоистичное наслаждение, ты уже не сможешь при нять чье-либо достояние за свое собственное.

Предложи всё Господу и, принимая сколь угодно малое, прими это как милость, данную Господом. Тогда всё становится духовным.

МАНТРА 2

курванн эвеха кармани

джидживишеч чхатам самах

эвам твайи нанйатхето ‘сти

на карма липйате наре

МАДХВАЧАРЙА:

ПЕРЕВОД. Нужно прожить свою жизнь, полных сто лет, в осуществлении предписанных тебе действий без привязанностей, предлагая их Господу. Другой возможности для тебя не существует. Такие действия не загрязняют никого.

КОММЕНТАРИЙ. Не является фактом то, что путем неисполнения действия можно избежать зависимости от этого мира «Нарадийа пурана» говорит:

аджнасйа карма липйате

кршнопастим акурватах

джнанйно ‘пи йато храса

анандасйа бхавет дхрувам

ато ‘лепе ‘пи лепах сйад

атах карйаива са сада

«Если человек невежествен и не поклоняется Кришне, он подвержен грехам.

Навигация:

Страница 7
Страница 6
-- Страница 5 --
Страница 4
Страница 3